Оценка результатов: во время защиты проектов была проведена оценка результатов, как самими учащимися, так и учителем.
При подготовке и проведении проекта ключевым вопросом для нас стала ориентация учащихся на преодоление посильных трудностей. По мере овладения учащимися новыми способами действий, умениями управлять собственной деятельностью, степень трудности учебных задач и учебных заданий повышалась, а мера помощи, оказываемая учителем на разных этапах учебной деятельности, снижалась. {LINKS}
Как показывают эмпирические данные (в основном наши наблюдения), в ходе экспериментального обучения многие учащиеся научились ставить макро- и микроцели, контролировать ход своих учебных действий. На уроках они стали намного внимательнее, старались самостоятельно преодолевать трудности в учении. Это, в свою очередь, вызывало у учащихся веру в свои возможности, что и отразилось в поведении многих учащихся. Наблюдения за учащимися, перед уроками и после, показали, что среди учеников значительно снизились случаи списывания домашних заданий. Об этом также свидетельствовал творческий подход учащихся к их выполнению. Учение стало осознанным. Для примера приводим ответы учащихся на вопросы анкеты, которые мы использовали на завершающем этапе экспериментального обучения. Так, на вопрос «Считаешь ли ты, что изучение английского языка важно для твоего общего развития?», 89 % ответили положительно, 11 % отнеслись нейтрально («Не знаю»), отрицательных ответов не наблюдалось. На прямой вопрос анкеты, «Какая работа на уроке тебе больше всего нравиться?» с возможным выбором ответов: а) «Слушать объяснения учителя», б) «Слушать ответы своих товарищей», в) «Самому отвечать на вопросы», г) «Стремлюсь самостоятельно делать выводы по изученному материалу» - 58 % выбрали ответ под пунктом «в», 30 % - «г», остальные 12 % указали на ответы, обозначенные буквами «а» и «б».
В контрольном классе такие изменения в отношении к учению и учебным предметам мы не наблюдали. Поэтому представляет определенный интерес сравнение результатов контрольного и экспериментального классов по уровням развития учебных мотивов после экспериментального обучения.
Для определения эффективности экспериментального обучения мы основывались на разнице между результатами начального и контрольного срезов (таблица 2).
Таблица 2
Распределение учащихся по уровню формирования учебной мотивации
Уровни учебных мотивов |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс | ||||||
начало |
конец |
начало |
конец | |||||
кол. |
в % |
кол. |
в % |
кол. |
в % |
кол. |
в % | |
высокий |
4 |
24 |
4 |
24 |
3 |
19 |
5 |
31 |
средний |
6 |
35 |
4 |
24 |
5 |
31 |
7 |
44 |
низкий |
2 |
12 |
3 |
17 |
2 |
12 |
1 |
6 |
крайне низкий |
5 |
29 |
6 |
35 |
6 |
38 |
3 |
19 |
Великая педагогика:
Особенности психологического развития детей, лишенных родительского попечительства
Проблемами осиротевших детей занимались многие ученые, особенно педагоги, психологи, юристы, философы. Значительно возрос интерес к этой проблеме в первой половине двадцатого века. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в его п ...
Восприятие и представление
В обыденной жизни слово «представление» употребляется в различных значениях. Оно может означать понимание, выражаемое, например, вопросом: «Ты представляешь себе, что ты натворил?», употребляться в значении знания о чем-то, например в высказывании «Я не представляю себе [не знаю], что это такое» ...
Роль музыки в развитии ребенка
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности. Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого ...