Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка

Педагогическая информация » Особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи » Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка

Страница 2

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). {LINKS}

Главной отличительной чертой первой группы семей является то, что формы семейного неблагополучия ярко выражены, они проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе. Обычно ребенок из семьи с ярко выраженной формой неблагополучия испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие, игнорирование душевного мира и переживаний), в результате чего ребенок испытывает чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди явно неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма или наркомании, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Непосредственно алкоголизм одного или обоих родителей пагубно влияет на личностное становление ребенка, у него проявляются такие черты характера как:

размытость, нечеткость границ своего я;

отрицание;

непостоянство;

низкая самооценка.

Эти дети растут с недостатком информации о том, как функционируют здоровые семьи и поэтому уверены в том, что мир- это небезопасное место и доверять людям нельзя.

Конфликтными называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи друг к другу. Часто в таких семьях страдает личность ребенка, так как он постоянно испытывает психологическую и эмоциональную напряженность, что сказывается на его дальнейшей судьбе. Возможны три модели детей в конфликтной семье:

1) Ребенок – свидетель семейных конфликтов: испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками; душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям.

2) Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей: напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.

3) Ребенок – орудие разрешения семейных споров: ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду; у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым.

Неполная семья – это семья, где нет одного из родителей. Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Чаще всего встречаются ситуации, когда в семье нет отца, реже, когда нет матери. Статистические данные показывают, что дети, воспитываемые в неполных семьях, значительно отстают по школьной программе, по сравнению со своими одноклассниками, у которых семья полная, такие дети более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Подходы к изучению грамматики
Авторы обучающих методов ставили перед собой несколько вопросов: 1. Должны ли методы быть связаны с грамматической программой? 2. Должны ли грамматические правила быть ясными и точными? Разнообразные пути решения данных вопросов помогли отличить методики друг от друга. Зарубежный методист Scott Tho ...

Современные педагогические технологии и проектная методика обучения иностранным языкам
В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий, которые включают следующие положения: ориентационные изменения в школьной системе образования; дидактическая структура проектного обучения как новой ...

Анализ условий формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся через использование метода проектов на уроках физической культуры
После систематической работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у обучающихся был проведен контрольный эксперимент. Мы провели повторное анкетирование «Здоровый образ жизни» как и в констатирующем эксперименте в 3 «А» классе. При анализе ответов школьников 3 «А» класса на вопросы анкеты ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru