Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка

Педагогическая информация » Особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи » Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка

Страница 1

Неблагополучная семья — это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены.

В.М. Целуйко под неблагополучной понимает такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. {LINKS}

Под неблагополучной (дисфункциональной) семьей Г.И. Гайсина понимает семью, которая не справляется или игнорирует выполнение своих основных, особенно воспитательных, функций. Это семья, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка.

В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи. Главной социально — педагогической характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие проявлений любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, соблюдения его прав и защиты интересов, в следствие чего ребенок не развивается как личность, значит он не социализируется.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. Это непрерывный и многогранный процесс. В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: первичная — усвоение норм и ценностей ребенком; вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации.

Как было сказано ранее, первичный институт социализации - это семья, а первичные агенты - это родители, братья и сестры, дедушки и бабушки. Из выше сказанного можно говорить о семейной социализации, которая представляет собой процесс усвоения ребенком социальных норм и ценностей под влиянием взрослых членов семьи, а так же образцов поведения необходимых для успешной адаптации в обществе. В ходе этого процесса индивид становится личностью.

В неблагополучной же семье происходит десоциализация ребенка (от франц. des .- приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо + социализация) — утрата человеком по каким либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности.

В.М. Целуйко разделяет неблагополучные семьи на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Формирование регулирующей функции речи определяет возникновение у ребёнка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого и планировать их. Регулирующая функция речи является важным фактором развития произвольного поведения. Словесная регуляция деятельности и поведения может осущес ...

Рейтинговая система оценки достижений обучающихся
Особенности рейтинговой системы оценки знаний Основные принципы системы рейтинговой оценки знаний Особенности рейтинговой системы оценки знаний Изменение образования в соответствие с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оце ...

Опыт использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах
Анализ литературных источников показал, что часто используемые компьютерные технологии представляют собой информационные аудио- и видеопрограммы, динамические иллюстративные материалы. Применяя компьютерные технологии, учитель делает акцент на возможность их комплексного использования, т.е. на сост ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru