Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка

Педагогическая информация » Особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи » Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка

Страница 3

Если ребёнок столкнулся с разводом родителей, и хорошо помнит своего отца или мать, здесь могут возникнуть дополнительные проблемы, такие как сравнения нового члена семьи. Высказывания вслух сравнительных фраз, которые конечно всегда будут не в пользу нового отца или матери, могут вывести из равновесия.

Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитие.

Главной отличительной чертой второй группы семей является то, что формы семейного неблагополучия скрыты от посторонних глаз, в то время, когда внутри семьи царит эмоциональное отчуждение как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений.

В.В. Юстицкис в своей классификации семейных союзов выделяет «недоверчивую семью», «легкомысленную семью» и «хитрую семью». Именно этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия.

Недоверчивая семья – характерной ее чертой является повышенная настороженность по отношению к окружающим, считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения – враждебными. Такая позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчивое отношение к людям, развивается подозрение, агрессивность.

Легкомысленная семья – отличается беззаботным отношением к будущему, живут сегодняшним днем. Дети из таких семей вырастают слабовольными, неорганизованными. У них отсутствуют принципы, волевые качества, часто совершают проступки по причине бездумного отношения к жизни.

Хитрая семья – прежде всего ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Стремятся использовать окружающих в своих целях, умеют произвести впечатление на нужного им человека, пренебрежительно относятся к таким качества человека как трудолюбие, терпение, настойчивость. Дети в такой семье вырастают авантюристами, нравственные оценки поступков сдвинуты.

Приведенная выше типология не означает, что существуют лишь две группы неблагополучных семей, это только основные. Однако можно добавить еще одну разновидность, которая условно называется семья «пограничного характера», так как переход ее из благополучных семей в список неблагополучных происходит незаметно. В эту категорию семей можно отнести:

семьи с недееспособными членами;

семьи с детьми-инвалидами;

семьи с нарушением структуры семейных ролей.

Семьи с недееспособными членами. Среди них, в свою очередь, можно выделить семьи с родителями-инвалидами или хронически больными взрослыми членами семейной группы. Семейная обстановка в таких случаях становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности. Зачастую такие семьи испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра и предоставлены сами себе.

Семьи с детьми-инвалидами характеризуется: отрицанием дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза; чувством гнева, беспомощности, безысходности; сохранением брака лишь формально из чувства долга перед больным ребенком; необоснованным чувством вины, муки, переживания со стороны родителей; чувством стыда из-за рождения больного ребенка, боязнью осуждения окружающих, иногда - обвинением врачей, педагогов; проявлением к ребенку гиперопеки; эмоциональной адаптацией; частым разводом.

Вследствие чего ребенок страдает чувством неполноценности, психическими расстройствами, он стает более чувствительным, ранимым, часто волнуется, жалуется и плачет.

Семьи с нарушением структуры семейных ролей. В этих семьях происходит перераспределение межличностных ролей в семье, и психологический климат в ней резко ухудшается. Иногда кто-то в семье вынужден принять на себя такую социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи, а порой проигрываемая одним из членов семьи роль травматична для других, а не для него самого. Классификация:

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Технология эвристического обучения
Технология эвристического обучения представлена обзором главы из книги А. В. Хуторского «Эвристическое обучение: теория, методология, практика». Такой подход нам представляется более целесообразным: он выстраивает систему базовых концептуально значимых положений, необходимых для конструирования тех ...

Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот
Рассматривая особенности развития ребенка, лишенного родительского попечительства необходимо учитывать, что дети, попавшие в детские дома, школы-интернаты, приюты, как правило, имеют очень непростые показатели в своем биографическом прошлом. В отношении многих из них можно говорить, что они являютс ...

Художественно-педагогический потенциал уроков тематического рисования как средства приобщения школьников к национальной культуре
Предметный мир, окружающий человека, всегда несет на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Общество, в котором мы живем, должно заботиться об образованности подрастающего поколения, стремиться приобщать молодежь к ценностям культуры и искусства народа, формировать активную жизненную ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru