Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.
Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно. {LINKS}
Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других.
Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:
1) знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый
человек – уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);
3) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
4) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество);
Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.
Б.З. Вульфов определил педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в школе.
К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности.
Т.С. Таюрской предложен подход к классификации методов и форм воспитания толерантного поведения детей младшего школьного возраста. Методы воспитания толерантного сознания младших школьников она разбила на три группы:
1) методы воспитания толерантного поведения на уровне сознания (разъяснение, рассказ на этическую тему, внушение, этическая беседа, диспут, пример);
2) методы организации деятельности и воспитания опыта толерантного поведения (упражнение, требование, приучение, поручение);
3) методы стимулирования толерантного поведения (поощрение, наказание).
Формы воспитания толерантного поведения она свела к программным (уроки, тренинги) и внепрограммным (кружки, секции, общественные объединения, клубы). Подобную точку зрения имеют Г.В. Безюлева и Г.М. Шеламова. В русле воспитания терпимости у детей младшего школьного возраста З.И. Равкин, В.Г. Пряникова предполагают ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность.
Великая педагогика:
Социальная педагогика
Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя р ...
Организация и содержание экспериментального обучения
После обследования нам необходимо провести формирующий этап, где главной задачей второй этапа восстановительного обучения является закрепление образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиболее тонкого ...
Образование. Школы и университеты
Средневековое образование часто проводилось под непрестанным присмотром церкви. Во времена правления Карла Великого (800 годы) империя нуждалась в образованных людях, они были необходимы, для того чтобы выжить, и Карл попросил помощи у Католической церкви. В изданном им декрете говорилось о том, чт ...