Особенности учебной деятельности младших школьников

Страница 1

Как отмечал В. В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования.

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сотруднков и последователей (Л. И.Айдаровой, А. К Дусавицкого, А. К. Марковой, Ю.А.Полуянова, В. В. Репкина, В. В Рубцова, Г. А. Цукерман и др.) Основные идеи этих ученых представлены в работах .

Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как отмечал Д. Б. Эльконин, у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения с родителями. Эти отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно учитывать, что благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.

В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок-взрослый» дифференцируется.

Ребенок

взрослый дети

родители учитель

Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И.С.Славина показали это экспериментально. Хорошее, «пятерочное» поведение и хорошие отметки - это то, что конституирует отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Первое, что взрослые спрашивают у ребенка – «Как ты учишься?»

Система «ребенок – учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий:

Впервые отношение «ребенок – учитель» становится отношением «ребенок-общество». В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки.

Ситуация «ребенок – учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо.

Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий, идет смена ведущих видов деятельности: от игры к учебной деятельности. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления. Чтобы понять, как происходит смена ведущей деятельности необходимо разграничить понятия деятельность и действие. Леонтьев пишет, что деятельностью называется не всякий процесс. Этим термином обозначаются только такие процессы, которые осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Он называет деятельностью процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. мотив. Другая важная психологическая особенность деятельности состоит в том, что с деятельностью специфически связаны психические переживания – эмоции и чувства. От деятельности необходимо отличать процессы, называемые нами действиями. Действие – это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. Существует своеобразное отношение между деятельностью и действием. Мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет действия. В результате этого действие превращается в деятельность. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают новые отношения к действительности. Этот процесс и составляет ту конкретно- психологическую основу, на которой возникают изменения ведущей деятельности и, следовательно, переходы от одной стадии развития к другой.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Методика преподавания элементов теории вероятностей
В теории вероятностей понятие «событие» неразрывно связано с теоретико-множественными представлениями. В частности, по определению, под событием понимается любое подмножество множества элементарных исходов. Следовательно, для корректного введения определения этого понятия необходимо, чтобы учащиеся ...

Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувс ...

Учебник во времена Петра I
К началу XVIII века в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru