Опыт подготовки социальных работников показывает, что при разработке содержания обучения необходимо ориентироваться на ряд базовых принципов отбора учебной информации, которые наиболее полно отражают специфику социальной профессиональной работы: принцип научности содержания образования; принцип ориентации на социальный заказ; принцип опережения, согласно которому в содержание образования вводятся элементы, опирающиеся на прогностический анализ развития конкретной социальной ситуации и обеспечивающие предотвращение социального старения квалификационной характеристики специалиста; принцип соответствия содержания образования деятельности социального работника; принцип открытости; принцип гуманизации; принцип вариативности; культурообразующий принцип формирования содержания образования специалиста. Кроме того, при разработке содержания профессии « социальная работа» в Беларуси, как и России с самого начала выбор был сделан в пользу «интегративного содержания этой профессии», когда функции социального работника не сводились бы к той или иной специализации. Здесь корпоративный футбол{LINKS}
Формирование содержание профессионального образования осуществляется на трех уровнях:
--учебного плана (уровень общего теоретического представления);
--учебных дисциплин, выступающих в качестве структурных элементов учебных планов (этап вычленения отдельных элементов содержания);
--учебного материала, составляющего непосредственный предмет учебно-познавательной деятельности студентов.
На основе учебного плана устанавливается целесообразная последовательность изучения учебного материала с учетом межпредметных связей, составляется график учебного процесса.
Учебные планы по социальной работе менее утилитарны и направлены на обеспечение общей культуры специалиста по социальной работе (блок социально-гуманитарных дисциплин), формирование профессиональной компетентности (общепрофессиональные и специальные предметы). Они являются не только нормативным документом, регулирующим отбор и конструирование содержание образования, но и отражают идеологическую концепцию целостного процесса обучения.
В обязательный минимум содержания базовой образовательной программы, согласно Государственного образовательного стандарта входят следующие блоки учебных дисциплин:
1) гуманитарно - социальные дисциплины (философия, культурология, социология, экономические теории, история, религиоведение, права человека , политология и др.), около 20% объема учебного времени;
2) общенаучные и общепрофессиональные дисциплины (педагогика, психология, основы экологии , возрастная анатомия и физиология, защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях и др. ), всего менее 18% объема учебного времени.
3) цикл специальных дисциплин (социальная политика, теория социальной работы, этика социальной работы, история отечественной и зарубежной социальной работы, виктимология, технологии социальной работы, социальная геронтология, социальная статистика – всего около 30 дисциплин) , около 40% объема учебного времени .
4) цикл дисциплин специализации (зависят от конкретной специализации в области социальной работы, перечень учебных дисциплин определяется непосредственно учебным заведением), всего более 20% объема учебного времени.
На практическую подготовку отводится 24 недель.
Можно предположить, что в дальнейшем направление совершенствования содержания социального образования будет определяться изменением его парадигмы, переосмыслением ценностей и функций современного профессионального образования.
Таким образом, очевидным становится факт, что социальное образование сегодня играет значительную роль в становлении новой ценности государства, новой ценности общества, новой личности профессионала. Эффективность его во многом будет определять тем, насколько успешно высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов по социальной работе справятся с решением следующих задач: диагностика профессиональной пригодности к социальной работе и научно обоснованный отбор абитуриентов; структурное единство системы отбора допрофессиональной, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации; функциональная наполненность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений; взаимосвязь научной, методической, специальной и психолого-педагогической подготовки; управление качеством подготовки специалистов.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие особенности подготовки социальных работников вы бы выделили за рубежом? в Беларуси? Охарактеризуйте их.
Великая педагогика:
Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие
произвольного поведения у детей с нарушением речи
Логика выпускного квалификационного исследования предполагает проведение экспериментальной работы. Цель проведения эксперимента: выявление влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие з ...
Содержание понятия детского творчества
В наше время России нужны люди, способные нестандартно, то есть творчески мыслить. К сожалению, современное обучение сохраняет нетворческий подход к усвоению изучаемого материала. Очень часто дети просто запоминают и воспроизводят информацию на основе типовых способов решения заданий. Однообразное ...
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
этапов
В заключение организованного нами формирующего этапа по развитию связной речи в процессе театрализованной деятельности, где использовались педагогические методы: индивидуальные беседы с детьми, специально разработанные задания, дидактические упражнения, театральные игры, которые включались в разную ...