Проблема содержание социального образования

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Проблема содержание социального образования

Страница 2

Опыт подготовки социальных работников показывает, что при разработке содержания обучения необходимо ориентироваться на ряд базовых принципов отбора учебной информации, которые наиболее полно отражают специфику социальной профессиональной работы: принцип научности содержания образования; принцип ориентации на социальный заказ; принцип опережения, согласно которому в содержание образования вводятся элементы, опирающиеся на прогностический анализ развития конкретной социальной ситуации и обеспечивающие предотвращение социального старения квалификационной характеристики специалиста; принцип соответствия содержания образования деятельности социального работника; принцип открытости; принцип гуманизации; принцип вариативности; культурообразующий принцип формирования содержания образования специалиста. Кроме того, при разработке содержания профессии « социальная работа» в Беларуси, как и России с самого начала выбор был сделан в пользу «интегративного содержания этой профессии», когда функции социального работника не сводились бы к той или иной специализации. {LINKS}

Формирование содержание профессионального образования осуществляется на трех уровнях:

--учебного плана (уровень общего теоретического представления);

--учебных дисциплин, выступающих в качестве структурных элементов учебных планов (этап вычленения отдельных элементов содержания);

--учебного материала, составляющего непосредственный предмет учебно-познавательной деятельности студентов.

На основе учебного плана устанавливается целесообразная последовательность изучения учебного материала с учетом межпредметных связей, составляется график учебного процесса.

Учебные планы по социальной работе менее утилитарны и направлены на обеспечение общей культуры специалиста по социальной работе (блок социально-гуманитарных дисциплин), формирование профессиональной компетентности (общепрофессиональные и специальные предметы). Они являются не только нормативным документом, регулирующим отбор и конструирование содержание образования, но и отражают идеологическую концепцию целостного процесса обучения.

В обязательный минимум содержания базовой образовательной программы, согласно Государственного образовательного стандарта входят следующие блоки учебных дисциплин:

1) гуманитарно - социальные дисциплины (философия, культурология, социология, экономические теории, история, религиоведение, права человека , политология и др.), около 20% объема учебного времени;

2) общенаучные и общепрофессиональные дисциплины (педагогика, психология, основы экологии , возрастная анатомия и физиология, защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях и др. ), всего менее 18% объема учебного времени.

3) цикл специальных дисциплин (социальная политика, теория социальной работы, этика социальной работы, история отечественной и зарубежной социальной работы, виктимология, технологии социальной работы, социальная геронтология, социальная статистика – всего около 30 дисциплин) , около 40% объема учебного времени .

4) цикл дисциплин специализации (зависят от конкретной специализации в области социальной работы, перечень учебных дисциплин определяется непосредственно учебным заведением), всего более 20% объема учебного времени.

На практическую подготовку отводится 24 недель.

Можно предположить, что в дальнейшем направление совершенствования содержания социального образования будет определяться изменением его парадигмы, переосмыслением ценностей и функций современного профессионального образования.

Таким образом, очевидным становится факт, что социальное образование сегодня играет значительную роль в становлении новой ценности государства, новой ценности общества, новой личности профессионала. Эффективность его во многом будет определять тем, насколько успешно высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов по социальной работе справятся с решением следующих задач: диагностика профессиональной пригодности к социальной работе и научно обоснованный отбор абитуриентов; структурное единство системы отбора допрофессиональной, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации; функциональная наполненность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений; взаимосвязь научной, методической, специальной и психолого-педагогической подготовки; управление качеством подготовки специалистов.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие особенности подготовки социальных работников вы бы выделили за рубежом? в Беларуси? Охарактеризуйте их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Классификация и характеристика подвижных игр
Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространст ...

Мотив как побуждающая сила деятельности
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего возникла терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины. «Мотивация» используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы детерминации актив ...

Практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Работа по этому разделу строилась на основе новейших методик и приемов для развития разговорной, диалогической, монологической, ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru