Индивидуализация воспитания трудных детей в начальной школе

Педагогическая информация » Формы и методы воспитания трудных детей в начальной школе » Индивидуализация воспитания трудных детей в начальной школе

Страница 1

Воспитательные воздействия влияют на ученика не прямо. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Под последними он понимал личность человека. Мы уже употребляли это понятие выше. Но сейчас есть смысл привести его определение. Личность — это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием познавательной и эмоционально-волевой сфер). Через личность, через ее опыт, через сложившиеся в опыте свойства личности происходит, действительно, преломление воспитательных воздействий. Ведь далеко не всегда ответная деятельность ученика определяется непосредственными действиями воспитателя по отношению к нему. Так, одинаковая форма требовательного поведения учителя по отношению к учащимся класса может вызывать у большинства из них положительные ответные реакции, а у некоторых — отрицательные, даже агрессивные. Это может быть связано с тем, в частности, что в семье они росли в условиях жесткой требовательности, целесообразность которой ими не принималась. Она вызывала у них протест. Поэтому с такими детьми целесообразно вести себя мягче, обходительнее, чем с другими. {LINKS}

Сказанное определяет необходимость индивидуального подхода учителя к воспитаннику. Что это означает? Индивидуальный подход — важный принцип психологии и педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с учащимися производится учет индивидуальных особенностей каждого ученика и своеобразия прошлого жизненного опыта (биграфии).

Сущность индивидуального подхода в воспитании — в конкретизации общих целей воспитания в соответствии с индивидуальными качествами учащегося. Индивидуальный подход обеспечивает своеобразие в развитии личности ребенка, создает благоприятные возможности для формирования всех его способностей, делает эффективным педагогическое воздействие на него.

Для измерения базовых черт личности в практической работе используются методики MMPI, 16PF Р. Кэттелла и другие5. Особый интерес для тематики нашей книги представляет психодиагностический тест (ПДТ) Л. Т. Ямпольского6. ПДТ предназначен для исследования структуры личности в пределах заявленных факторов и основан на самоотчете испытуемых по 174 пунктам. Они представляют собой утверждения типа: «Кое-кто настроен против меня», «Я — человек твердых убеждений» и т. д. Данные опросника обрабатываются по 14 шкалам. 10 шкал нижнего уровня описывают невротизм, психотизм, депрессию, совестливость, эстетическую впечатлительность, женственность, расторможенность, общую активность, робость, общительность.

Шкалы верхнего уровня дают оценку психической неуравновешенности, асоциальности, интроверсии и сензитивности.

Указанные 14 понятий широко применяются в мировой науке, но многие из них мало известны учителю российской школы. А между тем, они весьма важны для характеристики личности конкретного ученика, особенно «трудного». Поэтому кратко раскрываем эти понятия.

Невротизм близок к понятию «астеническая личность». Термин используется при определении уровня тревожности, впечатлительности, возбудимости, эмоциональной зрелости. Подросток со значительно выраженным качеством невротизма не уверен в себе, нерешителен, не может преодолевать житейские трудности, не обладает психической выносливостью. Некоторые подростки этого типа раздражительны, ипохондричны, неустойчивы по настроению. На первом этапе работы с трудными подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.

Так, изучение причин трудновоспитуемости проводится по следующей схеме: что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин; какие неблагоприятные условия существуют в данный момент; с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности; были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить. После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.(см.табл.)

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Цели, задачи и функции педагогики
Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и у ...

Обучение поиску решения задач
С чего начинать решение задачи? Движение вашей мысли, как заметил известный советский психолог П.Я. Гальперин, не должно быть «броуновским», т.е. беспорядочным. Главное - нужно сделать глубокий и всесторонний анализ задачи. Решить математическую задачу ‑ это значит найти такую последовательно ...

Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по предмету. Наименее изученной и, в то же время, представляющей наибольший интерес ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru