Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Страница 3

И.А. Зимняя предлагает выделять в социальной работе любого профиля следующие профессиональные роли:

1) роль «учителя» – социальный работник обучает клиентов рациональным навыкам поведения, общения, деятельности, помогает устанавливать обратную связь, применяя ролевые игры, обучает социальным технологиям (воспитательная функции социальной работы); {LINKS}

2) роль «помощника» - социальный работник интерпретирует поведение клиентов, обсуждает с ними альтернативные направления действия, объясняет ситуации, подбадривает и нацеливает на мобилизацию внутренних ресурсов (фасилитативная функция социальной работы);

3) роль «адвоката» – специалист по социальной работе подбирает документально обоснованные факты для усиления аргументации с целью защиты клиента, активно использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения (правозащитная функция социальной работы);

4) роль «практического психолога»—социальный работник осуществляет различные виды консультирования и коррекции межличностных отношения с целью повысить социальную адаптацию клиентов в трудной жизненной ситуации.

Совокупность осуществляемых функций, а не только место индивида в системе объективных социальных отношений, обуславливают следующие уровни профессиональной деятельности социального работника: практическая социальная работа с клиентом; организация и координация этой работы с клиентом; управление социальной работой на уровне социальной службы, района, региона; супервизорство в социальной работе; исследование в социальной работе. Исходя из этих уровней выделяют следующие профессиональные роли специалиста по социальной работе: практический социальный работник; администратор- управленец, действующий в учреждениях разных типов и на разных уровнях, работающий не только с людьми, но и с социальными институтами, организующий командную деятельность не только непосредственно, но и опосредованно; роль преподавателя, которая отличается большим разнообразием – от университетского профессора до тренера, инструктора практики; роль супервизора, в которой специалисты могут выступать постоянно или в качестве временного дополнения к другим своим ролям (супервизор выступает наставником, консультантом, советчиком, контролером, а иногда и организатором практики для лиц, обучающихся социальной работе); исследователь.

Все профессиональные роли предполагают наличие у специалистов по социальной работе специфических способностей, так как каждая роль определяет приоритетную ценность. Например, для организатора и управленца – это умение обеспечить посредничество между семьей и государством.

В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника ( Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой.-М.,1997):

Определитель клиента: устанавливает людей, группы, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ.

Менеджер информации: классифицирует, анализирует полученные данные о клиентах. Цель – помочь в принятии решений для действий.

Брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиентов. Цель – скоординировать работу социальных служб.

Посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя человеками, индивидом и группой, двумя группами. Цель – снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно.

Мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель- объединение усилий клиентов в решении проблем.

Адвокат: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель – повысить качество обслуживания, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы.

Учитель: передает людям информацию и знания. Цель - помощь людям в развитии умений самостоятельно решать свои проблемы.

Корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель – психолого-педагогическая поддержка клиентов.

Проектант сообщества: помогает в планировании групп, агентств, служб; разработке и реализации программ их деятельности. Цель – программирование социальной работы.

Консультант: оказывает помочь другим социальным работникам или службам. Цель – помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов.

Администратор: обеспечивает организаторскую и финансовую помощь учреждениям или сообществу. Цель – принятие управленческих решений.

Универсализм социальной работы имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Специалист по социальной работе не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те не могут подменить или заменить его. Поэтому еще одной принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий. Вместе с тем оно не нацелено на насильственное их присоединение к ней. Акцент делается на взаимный обмен информацией, инструментарием, технологиями.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Подбор соответствующего реквизита и технических средств
За годы существования группы для незрячих детей в 204 дошкольном учреждении постоянно накапливался реквизит для проведения подвижных игр. Сюда входят различные звучащие принадлежности, различные по осязанию поверхности, технические средства. К звучащим пособиям относятся: Специальные браслеты – пре ...

Подвижные игры на улице
Игры и упражнения, которые оказывают содействие усвоению техники прыжков и развитию скоростно-силовых качеств «Получить мячик». Инвентарь – мячик, шнурок. Основная цель – усвоение ритма выполнения последних трех шагов и отталкивания. Организация – подвесить на шнурке мячик на доступной ученикам выс ...

Констатирующий эксперимент. Выявление уровня связной речи у детей 6 лет с ОНР III уровня
Таким образом , целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР III уровня. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru