Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Страница 3

И.А. Зимняя предлагает выделять в социальной работе любого профиля следующие профессиональные роли:

1) роль «учителя» – социальный работник обучает клиентов рациональным навыкам поведения, общения, деятельности, помогает устанавливать обратную связь, применяя ролевые игры, обучает социальным технологиям (воспитательная функции социальной работы);

2) роль «помощника» - социальный работник интерпретирует поведение клиентов, обсуждает с ними альтернативные направления действия, объясняет ситуации, подбадривает и нацеливает на мобилизацию внутренних ресурсов (фасилитативная функция социальной работы);

3) роль «адвоката» – специалист по социальной работе подбирает документально обоснованные факты для усиления аргументации с целью защиты клиента, активно использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения (правозащитная функция социальной работы);

4) роль «практического психолога»—социальный работник осуществляет различные виды консультирования и коррекции межличностных отношения с целью повысить социальную адаптацию клиентов в трудной жизненной ситуации.

Совокупность осуществляемых функций, а не только место индивида в системе объективных социальных отношений, обуславливают следующие уровни профессиональной деятельности социального работника: практическая социальная работа с клиентом; организация и координация этой работы с клиентом; управление социальной работой на уровне социальной службы, района, региона; супервизорство в социальной работе; исследование в социальной работе. Исходя из этих уровней выделяют следующие профессиональные роли специалиста по социальной работе: практический социальный работник; администратор- управленец, действующий в учреждениях разных типов и на разных уровнях, работающий не только с людьми, но и с социальными институтами, организующий командную деятельность не только непосредственно, но и опосредованно; роль преподавателя, которая отличается большим разнообразием – от университетского профессора до тренера, инструктора практики; роль супервизора, в которой специалисты могут выступать постоянно или в качестве временного дополнения к другим своим ролям (супервизор выступает наставником, консультантом, советчиком, контролером, а иногда и организатором практики для лиц, обучающихся социальной работе); исследователь.

Все профессиональные роли предполагают наличие у специалистов по социальной работе специфических способностей, так как каждая роль определяет приоритетную ценность. Например, для организатора и управленца – это умение обеспечить посредничество между семьей и государством.

В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника ( Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой.-М.,1997):

Определитель клиента: устанавливает людей, группы, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ.

Менеджер информации: классифицирует, анализирует полученные данные о клиентах. Цель – помочь в принятии решений для действий.

Брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиентов. Цель – скоординировать работу социальных служб.

Посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя человеками, индивидом и группой, двумя группами. Цель – снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно.

Мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель- объединение усилий клиентов в решении проблем.

Адвокат: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель – повысить качество обслуживания, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы.

Учитель: передает людям информацию и знания. Цель - помощь людям в развитии умений самостоятельно решать свои проблемы.

Корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель – психолого-педагогическая поддержка клиентов.

Проектант сообщества: помогает в планировании групп, агентств, служб; разработке и реализации программ их деятельности. Цель – программирование социальной работы.

Консультант: оказывает помочь другим социальным работникам или службам. Цель – помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов.

Администратор: обеспечивает организаторскую и финансовую помощь учреждениям или сообществу. Цель – принятие управленческих решений.

Универсализм социальной работы имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Специалист по социальной работе не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те не могут подменить или заменить его. Поэтому еще одной принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий. Вместе с тем оно не нацелено на насильственное их присоединение к ней. Акцент делается на взаимный обмен информацией, инструментарием, технологиями.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»
Орфографическое понятие «опознавательный признак орфограммы», введенное в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов нашего столетия, тесно связано с проблемой орфографической зоркости, которая занимала и продолжает занимать методистов. Впервые понятие орфографической зоркости встре ...

Взаимосвязь мотивов учения и успешности учебной деятельности
Исследование проводилось в гимназии № …г. . Выборку испытуемых составили 60 учеников: по 20 человек второго, третьего и четвертого классов. В составе выборки было 55% девочек и 45% мальчиков. Все дети обучаются в гимназии с первого класса. Одним из важных показателей, свидетельствующем о познавател ...

Общее понятие мышления
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредован ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru