Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Страница 2

Фасилитативная функция предполагает содействие, помощь клиенту в решении его жизненных проблем, облегчение его страдания, активизацию собственных ресурсов человека, повышение его активности. Фасилитация проявляется в улучшении результатов деятельности человека, облегчении его реакций в условиях, когда он взаимодействует с другими людьми.

Такого рода гетерогенность диапазона профессиональных функций обусловлена, с одной стороны, объемом социального запроса, а с другой стороны – дефицитом высококвалифицированных социальных работников. На этом основании перечень профессиональных функций специалиста по социальной работе нужно рассматривать скорее как некую идеальную модель, а не обязательный перечень требований к качеству подготовки специалиста.

При исполнении своих профессиональных функций социальные работники заняты разными видами деятельности. Их работа может характеризоваться тремя подходами при решении проблем клиента:

Воспитательный подход - специалист по социальной работе выступает в роли учителя, эксперта, консультанта ; обучает умениям , навыкам решать проблемы, устанавливает обратную связь , применяет ролевые игры как метод обучения.

Фасилитативный подход - играет роль помощника или посредника в преодолении апатии, дезорганизации личности, когда ей самостоятельно с этим справиться трудно. Деятельность специалиста по социальной работе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов.

Адвокативный подход - применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов.

В зарубежной практике функции социального работника более строго дифференцируются и квалифицируются (административные, организаторские, индустриальные, клинические), что позволяет более полно отражать специфику социальной деятельности, а также при ориентации специалистов на какую-то функцию (при обязательном знании других) создавать условия для более квалифицированной подготовки к конкретной работе.

Важной особенностью социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, является ее посреднический характер. Элемент посредничества в социальной работе оказывается не периферийным, а центральным. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда он не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием социальный работник активизирует волю обратившегося за помощью и побуждает встречную волю инстанций войти в положение человека. Основными направления посредничества в деятельности специалиста по социальной работе может стать посредничество между клиентом и различными социальными институтами; между клиентом и другими специалистами; между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; между клиентом и семьей. В результате посредничества социальны работник, с одной стороны, содействует эффективной адаптации клиента в социуме, с другой стороны - процессу гуманизации социума, преодолению его отчуждения от забот реальных людей.

Посредническая функция будет выполняться эффективно, если специалист по социальной работе соблюдает следующие условия: понимает проблему клиента; способен адекватно выражать и представлять жизненные проблемы клиента; знает ресурсные возможности различных учреждений, смежных специалистов, а также клиента; между различными специалистами имеет место взаимопонимание и стремление к эффективному сотрудничеству; готовность социального работника стать необходимым «переводчиком»; делегирование специалисту по социальной работе представительских полномочий со стороны клиента, государственных организаций и учреждений; признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий; доверие сторон посреднику, что зависит от его профессионализма.

Специфические особенности социальной работы как профессиональной деятельности могут быть раскрыты через анализ ролей, которые выполняют работники социальных служб в процессе своей практической деятельности. Профессиональная роль выступает как совокупность осуществляемых в профессиональной деятельности функций. На этом основании можно выделить специфические направления социальной работы (супервизорство, управление, вмешательство, посредничество), связанные с особыми умениями и личностными возможностями работника. При таком подходе подготовка специалистов, особенно их специализация, будут ориентированы не только на тип социального учреждения (служба занятости, территориальный центр социального обслуживания населения, реабилитационный центр), но и на характерные для конкретного вида социальной деятельности профессиональные роли.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Роль подвижных игр в развитии динамической координации и ориентировки
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Основной формой обучения явля ...

Средства обучения математике
В дидактике термин "средства обучения" не имеет достаточно четкого определения и подчас трактуется весьма расширительно, благодаря семантике слова "средство" в русском языке. В результате к средствам обучения иногда относят даже содержание образования (И.Я. Лернер), которое &quo ...

Содержание понятия детского творчества
В наше время России нужны люди, способные нестандартно, то есть творчески мыслить. К сожалению, современное обучение сохраняет нетворческий подход к усвоению изучаемого материала. Очень часто дети просто запоминают и воспроизводят информацию на основе типовых способов решения заданий. Однообразное ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru