Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Страница 3

2 критерий. Лексическая наполняемость высказываний

Задание 2. Кто твой любимый герой?

Цель: выяснить уровень использования во время устных высказываний бытовой, общеупотребительной, экспрессивной лексики.

Форма общения: индивидуальная. {LINKS}

Порядок выполнения. Экспериментатор: Дети, сегодня необычный день, к каждому из вас пришли ваши любимые сказочные персонажи, однако, им очень стыдно, так как они не могут вернуться в свои сказки. Давайте поможем им вспомнить, из каких они сказок. Экспериментатор предлагает героев, а ребенок должен описать сказку, из которой они пришли.

3 критерий. Употребление в речи эпитетов, метафор, гипербол, персонификаций, метонимий, литот, синекдох, сравнений

Показатель: использование в речи метафор

Задание 3. Путешествие в сказочное царство

Цель: Выявить умение детей использовать в речи метафоры.

Форма общения: индивидуальная

Процедура выполнения: Экспериментатор предлагает детям тексты, в которых пропущенные слова. Экспериментатор: «Дети, к нам снова пришел Колобок, ему прислали письма, но от кого Колобок не знает, потому, что они не подписаны. Когда почтальон нес Колобку письма, пошел дождь и некоторые слова невозможно прочитать. Он очень растерялся и не знает, кому отвечать. Помогите Колобку узнать, откуда поступили письма. Давайте все вместе попробуем отгадать, какие слова там были написаны». Воспитатель зачитывает письма от сказочных героев, а дети отгадывают (Пропущенные слова выделены). Например:

Здравствуй, колобочек, Хмуро ходит между дубами,

Милый мой дружочек. Тихо щелкает зубами.

Я низкого роста, Весь, как есть, – жестокая злость.

Хитра я и длиннохвостая Глаза так и льют.

Имею я мягенькую шубку, Притаился вот, приумолк

Волку-Брату я сестрица, Грозный зверь этот, конечно…

А зовут меня…

(Лисица) (Волк)

Колобочек, дорогой мой, Отгадай, мой колобочек,

Я пишу тебе письмо, Кто тебе писал, дружочек,

С днем рождения поздравляю, Имею коротенькие ноги,

Радости тебе желаю. Красивые завитками рога,

Ко мне в гости приезжай, Шерсть мягонька и густа

Кто я попробуй отгадай. Клочок вместо хвоста

Имею пару длинных ушек, (Баран)

И серенький полушубок,

Зовут – серый побегайчик

А на самом деле я…

(зайчик)

Колобок, колобок!

Давний мой дружок!

С праздником я тебя поздравляю

И добра тебе желаю.

Имею я маленький рост

И серенький, длинный хвост

Пушистую, серую шубку

И острые, белые зубки

(Мишка)

Показатель: употребление в речи эпитетов

Задание 4. Кто ты, где живешь?

Цель: выяснить умение детей употреблять в речи эпитеты.

Форма общения: групповая

Порядок выполнения. Экспериментатор предлагает детям с помощью эпитетов охарактеризовать сказочных героев. Зачитывает письмо от Колобка…

«Доброе утро, ребята! На дворе светает, Колобок вас приветствует. Садитесь поудобней, слушайте хорошенько. Речь пойдет о зверятах, которые придут к вам в гости. Колобок сегодня снова расскажет вам кое-что интересное о волшебном сказочном мире. В этих сказках живут зверята, которых вы все хорошо знаете.»

После того, как Колобок познакомит детей со своими друзьями, экспериментатор предлагает подобрать как можно больше эпитетов для характеристики героев. Например: заяц – длинноухий, куцохвостий, ловкий, пушистый, маленький, беззащитный…; Волк – злой, хищный, жадный…; Лисица – рыжая, лукавая, хитрая…. и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
Исходя из анализа литературы, мы выделили следующие показатели произвольного поведения дошкольников: 1.Поведение ребёнка на обязательных занятиях. Известно, что непроизвольность и импульсивность поведения дошкольников особенно ярко проявляется именно на занятиях в детском саду и является серьёзным ...

Формирование количественных представлений у детей 5-го года жизни посредством художественной литературы
Данный параграф работы будет рассмотрен на примере разработки математического занятия в детском саду. Занятие №1 Цель. Показать образование числа 10 и научить вести счет предметов в пределах 10, согласовывая числительные с существительными в роде и числе; упражнять в подборе предметов, равных по дл ...

Усвоение детьми различных групп слов
В рамках нашей темы существует еще одна проблема, которая связана с трудностями усвоения учащимися отдельных групп слов. Наблюдения за работой учителей начальных классов показывают, что на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения уделяется недостаточное внимание работе с отвлеченными ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru