Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Страница 2

Далее, нами были разработаны следующие 4 критерия оценивания развития экспрессивной речи:

1 критерий: наличие в речи лексико – семантических средств с показателем – употребление в речи слов в переносном смысле.

2 критерий: лексическая наполняемость устного продуцирования сказки с показателем соотношения бытовой, общеупотребительной и экспрессивной лексики в устных высказываниях, во время описания, пересказа, беседы и т.п. {LINKS}

3 критерий: целесообразное использование в речи тропов с показателем – употребление в речи эпитетов; метафор; гипербол; персонификаций; метонимий; литот; синекдох; сравнений.

4 критерий: использование в речи синтаксических средств с показателем – употребление в речи сказочных зачинов, концовок, стихотворных строк, повторов.

Одним из показателей экспрессивной речи было определено целесообразное использование в речи тропов. Овладение экспрессивными средствами углубляет художественное восприятие детьми литературных произведений. Работа с фольклорными произведениями (удобно текстами народных сказок) предусматривает ознакомление детей с экспрессивными средствами художественного текста (сравнение, эпитет, метафора, синонимы, антонимы и т.п.). Необходимым условием выражения мыслей с одной стороны, и внесение новых значений в сообщаемое – из другого, выступает – наличие в речи тропов. Полноценное овладение построением связного высказывания с опорой на экспрессивную лексику, включает понимание выразительных моментов, которые раскрывают внутреннее содержание высказывания.

В процессе реализации цели поставленных экспериментальных задач обращалось внимание на использование в речи детьми экспрессивных средств (эпитет, метафора, персонификация, гипербола, литота, синекдоха, повторы, стихотворные строки, сравнения и т.п.).

Наличие в речи специфических синтаксических средств характеризуется прежде всего пониманием: специфики языковой структуры и лексической наполняемости сказки; целесообразности функционирования обозначенных единиц в художественном произведении и сформированностью умений и привычек понимания их практического значения и возможности перенесения сказочных формул к собственной речи. Присутствие в разговорной речи выражений свидетельствует о богатстве и разнообразии словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

Нами были разработанные задачи, выполнение которых разрешило бы определить уровни развития экспрессивной речи детей 5–7 лет. При отборе экспериментальных задач, учитывалось: доступность возраста ребенка старшего дошкольного возраста; направленность на раскрытие экспрессивного потенциала.

Проиллюстрируем примерами отдельных экспериментальных заданий к каждому критерию.

1 критерий. Наличие в речи лексико-семантических средств

Показатель: употребление слов в переносном смысле.

Задание 1. Отгадай слово

Цель: проявить умение детей употреблять слова в переносном смысле.

Форма общения: индивидуальная.

Порядок выполнения: Экспериментатор читает ребенку высказывание, в котором слово выступает в прямом значении. Потом предлагает припомнить значение выражения в переносном смысле и по экспрессивной характеристикой отгадать, о ком шла речь. Работая по предложенному материалу, дети давали экспрессивную характеристику животных. Ориентировочные примеры значений слова изложены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Признаки слов

Прямое значение

Переносное значение

(Прогнозируемый ответ)

(так говорят…)

Зашифрованное слово

1. а) Большой, хищный зверь с коричневым густым мехом и короткими толстыми ногами;

б) Бурый, большой, зимой спит,

а летом наедается.

О сильном, но неповоротливом, неуклюжем

человеке

Медведь

2. а) Хищный зверь, с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом;

б) Рыжая, сообразительная, шустрая, пушистая, имеет пышную рыженькую шубу.

О хитром, льстивом, лукавом человеке

Лисица

3. Голодный, злой, хищный, серый, дикий

О человеке, который голодный;

О работящем человеке.

Волк

4. а) Небольшой, трусливий, серый, длинноухий;

б) Летом серый, а зимой – белый, имеет длинные уши, короткий хвост.

Человека, который очень труслив;

Пассажир, который не имеет билета

Заяц

5. а) Маленькая, рыженькая, гибкая, пушистая;

б) Быстрая, маленькая, живет на деревьях

Человека, который работает без отдыха

Белка

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Разработка, реализация и оценка эффективности программы социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников
Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к труду, формированием соответствующей мотивации является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов. Образовательные учреждения на основе государственных стандартов и нормативов обеспечивают профессиональную направленность у ...

Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике
Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Важная особенность этнопедагогики - ее природосообразность, возникает благодаря естественности народных ...

Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания старшеклассников
Экспериментальная работа проводилась с целью рассмотрения динамики изменения некоторых нравственных качеств тогда, когда проводится специальная индивидуализированная работа. Экспериментальная работа заключалась в том, что после проведения диагностики были продуманы дела коллективные и личностные с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru