Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Страница 4

Предлагаемые звери: петушок, мышка, медведь, журавль, кот, собака, лягушка, соловушка, свинья, гусь, и т.п.

Предлагаемые вопросы: В каких сказках живут эти зверята? Вспомните, что с ними происходило в сказках? Почему лисичка хитрая? В каких сказках она живет? С кем можно сравнить лисичку? Как в сказках называют волка? И т. п.

Показатель: использование в речи сравнений.

Задание 5. На кого я похож?

Цель: выяснить умение детей подбирать сравнения

Форма общения: индивидуальная

Порядок выполнения: экспериментатор предлагает ребенку ряд высказываний и предлагает завершить их.

Снег белый, как

Трава мягкая, будто

Мальчик маленький, как

Медведь неуклюжий, как

Лисица хитрая, как

Дедушка седой, будто

Девушка красивая, будто

Показатель: употребление в речи синекдохи

Задание 6. Толковый словарь сказочных героев

Цель: выяснить умение добирать синекдохи

Форма общения: индивидуальная

Порядок выполнения: экспериментатор читает ребенку имена сказочных героев. Ребенку предлагается ответить, почему о них так говорят. Ориентировочный перечень сказочных героев представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Толковый словарь сказочных героев

Имя сказочного героя

Прогнозируемый ответ

Котигорошек

Ивасик – Телесик

Жар – птица

Царевна лягушка

Соломенный бычок

Потому, что родился из горошины

Сделанный из дерева

Когда на нее смотришь, то становится жарко

Заколдованная в лягушку принцесса

Сделанный из соломы

Показатель: употребление в речи персонификаций

Задание 7. Могут ли звери говорить?

Цель: выяснить умение дошкольников употреблять в речи персонификацию.

Форма общения: индивидуальная

Порядок выполнения: экспериментатор называет животных, ребенок должен их очеловечить (персонифицировать).

Предлагаемые звери (лягушка, жаворонок, мышь, орел, змея, медведь, сокол, заяц, волк, свинья, собака и т.п.). Например: орел просит, змея вышла, лягушка говорит и т.п.

Показатель: употребление в речи гиперболы и литоты

Задание 8. Кто может больше, а кто меньше?

Цель: проявить умение употреблять в речи гиперболы и литоты

Форма общения: личностно-групповая

Порядок выполнения: экспериментатор: Дети, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои, им нужно выполнить поручение, но они не знают как. (Дети вспоминают сказочный сюжет, уменьшая или увеличивая силу героя). Помогите им.

Предлагаемые герои (Орел, гусенок, царевна – лягушка, Котигорошек и т.п.)

Лексическая наполняемость устного продуцирования сказочного текста определялась на уровне процентного соотношения устных высказываний дошкольников.

4 критерий Использования в речи синтаксических средств

Показатель: употребление в речи повторов (эпифор)

Задание 9. Сказка возвращается

Цель: выяснить умение детей употреблять в речи эпифоры (повторы).

Форма общения: индивидуальная.

Порядок выполнения: пересказ сказочного текста с использованием повторов (без предыдущего напоминания).

Показатель: употребление в речи сказочных зачинов.

Задание 10. Как все начиналось?

Цель: выяснить умение использовать сказочные зачины в речи, понимать содержание сказочных высказываний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Государственный переворот 1917 года
После государственного переворота, осуществленного большевиками в октябре 1917 года, проблема коренной перестройки всей системы народного образования была выдвинута в качестве первоочередной. В стратегии и тактике политики большевиков школа должна была стать важным средством пропаганды и распростра ...

Реформы в области образования
В Азербайджане реформы начались с 1992 года введением общего экзамена - тестового экзамена для вступления в вузы, что имело цель предотвратить на вступительных экзаменах коррупцию. То же самое произошло позже, когда на уровне магистратуры тоже были введены тестовые экзамены. Кроме этого произошли д ...

Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников
Проблема правового нигилизма как реальности нашего общества, источников его формирования и теоретической основы достаточно хорошо изучена в исследованиях отечественных теоретиков права. В последнее время внимание ученых часто обращается на широкое распространение данного явления в подростковой сред ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru