Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Страница 4

Предлагаемые звери: петушок, мышка, медведь, журавль, кот, собака, лягушка, соловушка, свинья, гусь, и т.п.

Предлагаемые вопросы: В каких сказках живут эти зверята? Вспомните, что с ними происходило в сказках? Почему лисичка хитрая? В каких сказках она живет? С кем можно сравнить лисичку? Как в сказках называют волка? И т. п. {LINKS}

Показатель: использование в речи сравнений.

Задание 5. На кого я похож?

Цель: выяснить умение детей подбирать сравнения

Форма общения: индивидуальная

Порядок выполнения: экспериментатор предлагает ребенку ряд высказываний и предлагает завершить их.

Снег белый, как

Трава мягкая, будто

Мальчик маленький, как

Медведь неуклюжий, как

Лисица хитрая, как

Дедушка седой, будто

Девушка красивая, будто

Показатель: употребление в речи синекдохи

Задание 6. Толковый словарь сказочных героев

Цель: выяснить умение добирать синекдохи

Форма общения: индивидуальная

Порядок выполнения: экспериментатор читает ребенку имена сказочных героев. Ребенку предлагается ответить, почему о них так говорят. Ориентировочный перечень сказочных героев представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Толковый словарь сказочных героев

Имя сказочного героя

Прогнозируемый ответ

Котигорошек

Ивасик – Телесик

Жар – птица

Царевна лягушка

Соломенный бычок

Потому, что родился из горошины

Сделанный из дерева

Когда на нее смотришь, то становится жарко

Заколдованная в лягушку принцесса

Сделанный из соломы

Показатель: употребление в речи персонификаций

Задание 7. Могут ли звери говорить?

Цель: выяснить умение дошкольников употреблять в речи персонификацию.

Форма общения: индивидуальная

Порядок выполнения: экспериментатор называет животных, ребенок должен их очеловечить (персонифицировать).

Предлагаемые звери (лягушка, жаворонок, мышь, орел, змея, медведь, сокол, заяц, волк, свинья, собака и т.п.). Например: орел просит, змея вышла, лягушка говорит и т.п.

Показатель: употребление в речи гиперболы и литоты

Задание 8. Кто может больше, а кто меньше?

Цель: проявить умение употреблять в речи гиперболы и литоты

Форма общения: личностно-групповая

Порядок выполнения: экспериментатор: Дети, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои, им нужно выполнить поручение, но они не знают как. (Дети вспоминают сказочный сюжет, уменьшая или увеличивая силу героя). Помогите им.

Предлагаемые герои (Орел, гусенок, царевна – лягушка, Котигорошек и т.п.)

Лексическая наполняемость устного продуцирования сказочного текста определялась на уровне процентного соотношения устных высказываний дошкольников.

4 критерий Использования в речи синтаксических средств

Показатель: употребление в речи повторов (эпифор)

Задание 9. Сказка возвращается

Цель: выяснить умение детей употреблять в речи эпифоры (повторы).

Форма общения: индивидуальная.

Порядок выполнения: пересказ сказочного текста с использованием повторов (без предыдущего напоминания).

Показатель: употребление в речи сказочных зачинов.

Задание 10. Как все начиналось?

Цель: выяснить умение использовать сказочные зачины в речи, понимать содержание сказочных высказываний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Тенденции реализации амерканской модели обучения в ВУЗЕ
Американская система высшего образования представляет собой трехступенчатое формирование. Первая ступень завершается получением степени бакалавра, вторая — мастера (магистра), и третья — докторской степени. Во многих американских вузах не нужно подавать документы на какой-то конкретный факультет. Д ...

Определение исходного уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников в совместной взросло-детской деятельности
Для подтверждения теоретических положений нашего исследования был проведен психолого-педагогический эксперимент в двух старших группах на базе МБДОУ центр развития ребенка детский сад первой категории № 81 «Мальвина» г. Сургута Тюменской области ХМАО – Югры. Исследованием было охвачено на этапе кон ...

Организация исследования профессионального самоопределения старшеклассников
Проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Теоретический анализ литературы показывает, что на профессиональное самоопределение старшеклассника влияют социальные среды выбора профессии. Процесс выбора ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru