Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в вузы часто встречаются задачи, которым в «традиционном» школьном курсе в силу различных причин уделяется мало внимания.
Одним из видов таких упражнений являются задачи, содержащие параметры. В школьных учебниках практически нет заданий на эту тему. Однако овладение методикой их решения мне кажется очень полезным: оно существенно повышает уровень логической подготовки учащихся, позволяет чуть по-новому, как бы изнутри взглянуть на такие «банальные» функциональные зависимости, подробно анализируемые школьной программой, как, к примеру, линейные и квадратные многочлены. {LINKS}
Уравнения и неравенства с параметрами.
В подобного рода задачах встречаются два вида символов: неизвестные или переменные (обычно обозначаются буквами x, y, z,…) и параметры (a,b,c,…). Конечно разница между ними весьма условна, в известной степени можно сказать, что параметр – это переменная, значение которой считается фиксированным, и каждое значение параметра определяет относительно заданного неизвестного соответствующее уравнение (неравенство, систему). Иными словами, уравнение с параметром является фактически семейством уравнений, рассматриваемых при фиксированном значении параметра.
Введение параметра способствовало появлению качественно новых типов задач, вдохнуло, если так можно выразиться, новую жизнь в такие традиционные виды задач, как решение уравнений и неравенств.
1. Решить уравнение:
.
Решение. Возводим обе части в квадрат (условие
):
Еще раз возводим в квадрат (условие
). Получаем окончательное уравнение
,
среди решений, которого надо найти те, для которых
Получившееся уравнение имеет четвертую степень относительно неизвестного
, но зато является квадратным относительно параметра
. Попробуем этим обстоятельством воспользоваться:
Найдем дискриминант:
Теперь левая часть уравнения раскладывается на множители
Наше уравнение распадается на два:
и
,
каждое из которых надо решить при условии, что
Начнем с уравнения
. Поскольку
то из того, что
, следует, что
. Значит, нам достаточно найти лишь те решения, для которых
; тогда неравенство
будет выполняться автоматически. Но сумма корней (если они есть) равна
; следовательно, уравнение
может иметь лишь один неотрицательный корень при условии
. Значит, при
будет
.
Перейдем ко второму уравнению
. Из этого уравнения
. Левая часть неположительная, правая неотрицательная. Равенство возможно лишь, если
.
Ответ. Если
, то
;
если
, то
;
при остальных
решений нет .
2. При каких значениях параметра а уравнение
имеет корни сумма которых равна нулю?
Решение. Это уравнение – квадратное, его дискриминант
.
Сумма корней уравнения равна
и по условию задачи она равна нулю, т.е.
, что возможно при
. Теперь необходимо осуществить контроль неотрицательности дискриминанта при этих значениях
. При
дискриминант
положителен, тогда как при
дискриминант
оказывается отрицательным.
Великая педагогика:
Подвижные игры на улице
Игры и упражнения, которые оказывают содействие усвоению техники прыжков и развитию скоростно-силовых качеств «Получить мячик». Инвентарь – мячик, шнурок. Основная цель – усвоение ритма выполнения последних трех шагов и отталкивания. Организация – подвесить на шнурке мячик на доступной ученикам выс ...
Дошкольная педагогика
Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика пр ...
Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками в свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся им в семью. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверс ...