Изучение сформированности творческой активности у учащихся подросткового возраста

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Изучение сформированности творческой активности у учащихся подросткового возраста

Страница 4

Рис.2.3 Средние значения показателей эмоционального отношения к учебно-творческой деятельности учащихся ЭК и КК на констатирующем этапе исследования

Условные обозначения:

I – самочувствие; {LINKS}

II – активность;

III – настроение;

IV – желание работать;

V – удовлетворение прошедшим этапом.

Из рис. 2.3. видно, что для учеников ЭК и КК характерен выше среднего уровень эмоционального отношения к учебно-творческой деятельности. Также было выявлено, что учащиеся КК испытывают более высокий подъем настроения при выполнении учебно-творческой деятельности, но при этом они быстрее, чем учащиеся ЭК, утрачивают желание работать и менее удовлетворены прошедшим этапом учебно-творческой деятельности.

На втором этапе изучался содержательно-операциональный компонент творческой активности.

Выявление упорства школьников в умственной деятельности осуществлялось при помощи специально подобранных заданий. Максимальное количество правильно расшифрованных знаков – 17. На констатирующем этапе в КК и в ЭК было расшифровано в среднем по 11 знаков (в ЭК – 11,52 балла, а в КК – 11,46 баллов), что говорит о среднем уровне развития упорства школьников в умственной деятельности (приложение 13). Можно предположить, что учащиеся не стали доделывать задание до конца по той причине, что отсутствовала достаточно сильная мотивационная установка, например в виде получения отметки. Также, в процессе выполнения задания было замечено, что учащиеся пытались списать друг у друга ответы, что опять же доказывает ориентирование на формальную оценку их деятельности.

В ходе обработки ответов учащихся выделялись их уровни выраженности упорства, и каждый из подростков условно относился к одному из уровней (см. рис. 2.4.).

Высокий уровень (от 12-17 баллов) – у учащихся сильно выражено упорство, умение преодолевать трудности;

Средний уровень (от 6-11 баллов) — у учащихся в средней степени выражено упорство, умение преодолевать трудности;

Низкий уровень (от 0-5 баллов) — у учащихся слабо выражено упорство, умение преодолевать трудности.

Рис. 2.4. Уровни выраженности упорства у учащихся ЭК и КК на констатирующем этапе

Условные обозначения:

I – выраженность сильная;

II – выраженность умеренная;

III – выраженность слабая.

На основе сравнительного анализа можно констатировать, что для учащихся двух классов выявлены характерные тенденции, когда примерно половина учащихся каждого класса ориентирована на упорное стремление всегда преодолевать трудности при решении задач (48% в ЭК и 45,8% в КК), а вторая половина учащихся в процессе решения задач проявляет упорство в случаи необходимости (48% в ЭК и 50% в КК). Слабая выраженность упорства выявлена лишь у одного человека в каждом классе.

На наш взгляд, полученные результаты можно интерпретировать возрастными осбенностями интенсивного формирования волевой сферы подростков.

Интерпретация данных исследования теоретического анализа на констатирующем этапе велась из учёта количества правильных ответов. Максимально возможное количество правильных ответов – 9. Каждому правильному ответу присваивался один балл. Средний результат в контрольном классе составил 4,92 балла, а в экспериментальном – 4,76 баллов. Можно сделать заключение, что навык теоретического анализа присутствует в обеих группах, однако он развит на среднем уровне.

На основе полученных результатов были определены уровни сформированности одного из компонентов теоретического мышления - теоретического анализа (см. рис. 2.5.).

Высокий уровень (от 7-9 баллов) – у учащихся ярко выражено проявление теоретического анализа;

Средний уровень (от 4-6 баллов) — у учащихся в средней степени выражено проявление теоретического анализа;

Низкий уровень (от 0-3 баллов) — у учащихся склонность к теоретическому анализу проявляется крайне редко.

Рис. 2.5. Уровни выраженности теоретического анализа у учащихся ЭК и КК на констатирующем этапе

Условные обозначения:

I – выраженность сильная;

II – выраженность умеренная;

III – выраженность слабая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Мотив как побуждающая сила деятельности
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего возникла терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины. «Мотивация» используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы детерминации актив ...

Экспериментальная работа по изучению свойств арифметических действий по авторским учебникам
При изучении данной проблемы решили провести небольшую экспериментальную работу. Базой экспериментальной работы был Башкирский лицей им.Р. Уметбаева г. Сибай. С этой целью мы провели уроки по учебникам Н.Б. Истоминой и М.И. Моро. Урок 1. Тема: Переместительное свойство сложения (учебник Н.Б. Истоми ...

Отклоняющее поведение: понятие, сущность причины, виды
По мнению Никитина В.А. под нормой понимают (от латинского norma) правило, точное представление, установленную меру. Выражение социальной нормы – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-истор ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru