- Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.
При обучении творческому рассказыванию
мы использовали методы составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам с иллюстрацией соответствующих картинок (например: "мальчик" - "удочка" - "река"; "ребята" - "лес" - "ёжик"; "мальчики" - "озеро" - "плот"). {LINKS}
Составление рассказа предшествовало называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: "На рыбалке", "Случай в лесу", "Приключение на озере" и т.п. Для облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей (например: "Что взял с собой мальчик на рыбалку?", "Кого он встретил на реке?", "Что принес мальчик домой?" и т.д.). При затруднениях логопед давала образец начала рассказа.
В конце учебного года дети могли придумывать предшествующие и последующие события к знакомым произведениям. Вот пример составления продолжения сказки "Колобок" Андрея Ф.
"Как лиса съела Колобка и что из этого получилось".
"В сказке "Колобок" Лиса была очень хитрая, а Колобок глупенький. Он сел Лисе на носок, а она его и съела. Попал он к Лисе в живот, а там темно, страшно. Колобок испугался и закричал: "Помогите, спасите! Выпустите меня отсюда!" Идет Лиса по лесу, а Колобок в животе кричит, шумит на весь лес. Увидел Медведь Лису и зарычал: "У-у-у! Зачем съела Колобка?". Волк тоже сердится: "Такой хороший был Колобок! Песенки тебе пел. Как тебе не стыдно, Лиса!". Все звери собрались, шумят, ругаются, Колобка жалеют. Стыдно стало Лисе. Выплюнула она Колобка. Выкатился он на поляну и говорит: "Спасибо вам, звери, что выручили меня. Я покачусь к дедушке с бабушкой".
Для формирования навыков рассказывания с элементами собственного творчества
использовали предметно-практические занятия – рисование, аппликацию, конструирование.
Рассказ Бориса Д. "Весна".
"Наступила весна. Солнышко светило ярко, снежок растаял и ручейки потекли. Ребята жили в высоком доме, они посмотрели в окошко: весна наступила. Сделали они бумажные кораблики и побежали на улицу. Пустили они кораблики в ручей и поехали они далеко-далеко на юг. И история закончилась".
Контрольный эксперимент
Дети |
Виды задания |
Общее количество баллов | |||
Пере-сказ |
Рассказ по серии сюжетных картин |
Рассказ из личного опыта |
Рассказ по данному началу | ||
Настя Н. |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Борис Д. |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Света З. |
3 |
3 |
2 |
3 |
11 |
Миша К. |
3 |
4 |
2 |
3 |
12 |
Сережа Х. |
2 |
3 |
3 |
2 |
10 |
Андрей Ф. |
4 |
4 |
3 |
3 |
14 |
Мухаммет Х. |
3 |
3 |
3 |
2 |
11 |
Карина Б. |
2 |
3 |
2 |
2 |
9 |
Денис Ч. |
4 |
3 |
3 |
2 |
12 |
Джамиля Х. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Великая педагогика:
Миссия школы и ее воплощение в конкретных
образовательных целях
К постановке, конкретных образовательных целей, которые в идеале должны определяться для каждого школьника и при его обязательном активном участии, ведет достаточно длинный и извилистый путь. Сделать его более прямым, менее болезненным, а главное – ведущим к желаемым конечным результатам – забота с ...
Констатирующий эксперимент. Выявление уровня связной речи у детей 6 лет с
ОНР III уровня
Таким образом
, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР III уровня. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило ...
Восприятие движения
Физическое движение и восприятие движения — не одно и то же. Мы можем воспринимать движение там, где его в действительности нет. Отражение движения в восприятии является следствием такой же прецептивной деятельности, связанной с переработкой наличных раздражений в процессе взаимодействия с объек ...