Экспериментальная работа по обучению рассказыванию

Страница 9

Занятие на тему: пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Пожарные собаки" с использованием опорных сигналов.

Цель:

Продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий. Развитие фразовой речи детей, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа и др. Формирование навыков словоизменения (в основном существительных). Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей. Формирование и развитие связной речи в форме рассуждения. {LINKS}

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед просит детей вспомнить, какие бывают собаки по их назначению (ездовые, цирковые, служебные, пограничные, санитарные, собаки-поводыри и пр.), и коротко рассказать об их деятельности. Правильно и связно ответившие дети садятся на места. Остальным при ответе логопед помогает наводящими вопросами, опорными словами и пр.

1. Логопед объясняет детям, что сегодня они узнают еще об одном назначении наших самых верных помощников, и читает рассказ Л. Н. Толстого "Пожарные собаки", последовательно выставляя на доску соответствующие опорные сигналы.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть.

Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталось двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку он нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь был жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали ее – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

2.После эмоциональной паузы задаются детальные вопросы по тексту. Задавая каждый из них, логопед опрашивает нескольких детей, добиваясь самого и точного ответа, а также правильности построения предложений:

Где это случилось, в каком городе? – Что делают на пожаре собаки? – Как они называются? – Сколько детей спас Боб? – Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? – О чем говорила женщина? – Как Боб нес девочку? И пр.

Задавая вопрос, важно учитывать уровень грамматической готовности детей, а именно то, что используемый детьми при ответе тип предложения строится в соответствии с таковыми в вопросительной фразе.

3. Игра с мячом.

Бросая мяч каждому ребенку, логопед просит восстановить всю фразу по названому действию:

Спасла? – Загорелся? – Плакала? – Послали? – Скрылся? – Нес? – Осматривали? – Пустили? – Выбежала? – Расхохотались? И пр.

4. Логопед указывает на опорные сигналы (см. приложение), которые помогут детям запомнить и точно, полно пересказать историю о смелой пожарной собаке. Затем он просит детей встать в шеренгу и по очереди говорить по одному предложению, передавая мяч соседу. Если ребенок пропустил важный этап в цепи событий, он встает в конец шеренги. (Пересказ по цепочке мобилизует внимание и память дошкольников).

5. Показывая опорные сигналы, логопед просит ребенка рассказать историю о собаке целиком. Количество детей, занятых в пересказе, определяется временем, оставшимся до конца занятия. Поощряются полнота, точность, логичность высказываний, близость к тексту.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Великая педагогика:

Понятие метапознания
В последние годы в центре внимания ряда западных психологов оказались так называемые метакогнитивные процессы, отвечающие за управление ходом текущей интеллектуальной деятельности. В отечественной психологии также неоднократно высказывалась идея о том, что для оценки индивидуальных интеллектуальных ...

Ясельная педагогика
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирован ...

Классификация способностей
На исследования проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности были предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru