Каждому ребенку предлагается выбрать картинку с изображением того животного, о котором хотелось бы рассказать.
Дети, взяв картинки, садятся на свои места и готовят рассказ о "своем" животном. Им разрешается задавать логопеду любые вопросы, чтобы рассказ получился более полным, интересным и точным. {LINKS}
2. Первая пара детей (желательно из сильной подгруппы) выходит со своими картинками и ставит их на доску. Логопед напоминает, что, так как мы записываем на магнитофон свои рассказы. Желательно, чтобы они были четкими, выразительными, без ошибок и остановок.
Сначала один ребенок рассказывает по плану о своем животном, затем второй. Убедившись в готовности детей, логопед включает магнитофон (подобный прием мобилизует рассказывающих, усиливая мотивацию их речи и самоконтроль за ней). 2-3 пары детей рассказывают по очереди.
3. Динамическая пауза. Игра с мячом.
Задание: поймавший мяч должен подобрать 3 наиболее точных определения к тому животному, которое назовет логопед. Пример: медведь
– сильный, большой, мохнатый; волк
–хищный, голодный, злой и т.п. Поощряется употребление сложных прилагательных, отработанных на занятиях с воспитателем: куцехвостый, остромордая, длиннохвостая, острозубый, тонконогий и пр.
4. Логопед вызывает двоих детей из слабой подгруппы и, зная их сложности в связном высказывании, предлагает по очереди рассказывать не весь рассказ, а отдельные кусочки в соответствии с каждым пунктом схемы.
5. Дети с наиболее сформированной связной речью составляют сравнительные рассказы по паре картинок, выбранных детьми. Каждый рассказ кратко анализируется логопедом.
Описательные рассказы детей
по теме "Животные".
Миша К. "Волк".
"Волк живет в лесу. У него есть передние лапы и задние лапы. Он злой, у него большие клыки. Есть хвост. Волк серый. Глаза желтые, нос черный. Лицо злое. Уши треугольные. Когти злые и колючие. Живет он в норе. Он ест козлов, баранов, зайцев. Он хищный, дикий волк. Детеныша зовут волчонок".
Денис Ч. "Белка".
"Это белка. Уши у нее как у рыси. Лапы и хвост пушистые. А хвост в ней самый пушистый. Лапы у нее загнутые. Глаза черные. Белка рыжая и чуть-чуть белая. Живет белка на дереве в дупле. Питается она шишками, орехами. На зиму она утепляет дом, она собирает на зиму от елки шишки. Детеныша зовут бельчонок. Потом он вырастает и станет тоже белка. И они вместе собирают кушать".
Аналогичные занятия проводятся по теме "Овощи – фрукты". Вот пример сравнительного рассказа Мухаммета Х
. "Апельсин и капуста".
"У меня апельсин и капуста. Капуста зеленого цвета, а апельсин оранжевый. А по форме капуста и апельсин круглые. Апельсин маленький, а капуста большая, у нее листьев много, они полные. А у апельсина шкурки целые. Апельсин бывает сладкий, а бывает кислый, вот в садике у нас кислый апельсин. А капуста вкусная. Апельсин растет на дереве, он – фрукт, а капуста растет на огороде, где горох. Она – овощ. Как мы их кушаем? Апельсин надо помыть и почистить. Еще бывает такой сок. А капусту помыть, потереть и пожарить. Еще ее жмут и топорят. Еще ее режут и в щи".
Организуя занятия по обучению пересказу
, придерживались строгого плана:
1. Организационная часть (цель – помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста);
2. Чтение текста (без установки на пересказ);
3. Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставили так, чтобы дети могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения);
4. Повторное чтение текста детьми (с установкой на пересказ);
Великая педагогика:
Этапы подготовки и проведения эксперимента
I. Диагностический этап. Анализ затруднений учителя, изучение литературы, опыта преодоления аналогичных затруднений другими, анализ учебно-воспитательного процесса, выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения. Выявление проблемы и обоснование ее актуальност ...
Понятие "семья" в
психолого-педагогической литературе
Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы отн ...
Методы адаптивного воспитания школьников с умственной отсталостью легкой
степени
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности. Воспитание ...