Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Страница 2

По мнению Овчаровой Р.В., психологическим механизмом социально педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», возникновении психологической незащищенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных.

Немаловажную роль играют эмоциональные проблемы детей, лишенных родительского попечительства. Попадание ребенка в приют или детский дом оказывает на психику ребенка травмирующее воздействие и способствует возникновению нервно-психических нарушений. Нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций, носят название реактивных состояний.

В ряде случаев тяжелые переживания приводят к образованию у ребенка внутреннего конфликта, который также может нарушать его психическое развитие. Для внутреннего конфликта характерно столкновение в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или создавшейся ситуации. Внутренний конфликт может возникнуть лишь в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное место в его жизни и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказывается для ребенка неразрешимым.

Такой неразрешимый конфликт, затягиваясь и становясь хроническим, оказывает специфическое влияние на формирование черт характера и тормозит умственное развитие. Вся личность ребенка вовлекается в переживания, связанные с конфликтом, все эмоциональные переживания направлены как бы в одно русло. Поэтому круг интересов, привязанностей резко сужается. В возникновении конфликтных переживаний большую роль играют особенности структуры личности, считают Власова Т.А. и Певзнер М.С.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Состояние тревожности сопровождается физиологическими симптомами. Это могут быть: сильное сердцебиение, заторможенность, бессонница или повышенная сонливость, беспокойство, беспокойный или тревожный сон, мысли чувства беспомощности, неконтролируемые вспышки гнева, необъяснимые панические ощущения.

Дети-сироты отличаются повышенной тревожностью и имеют особенные черты характера, они эмоциональны и очень чувствительны, у них высокие требования к окружающим, часто испытывают чувство вины. Им часто кажется, что их недооценивают, хотя на самом деле они не уверены в себе, их часто посещает чувство всеобщей бесполезности. Высокая тревожность приводит к тому, что сироты не считают мир вокруг себя безопасным, постоянно чувствуя угрозу, непонятно откуда исходящую.

Жмуров В.А. рассматривает тревогу как неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лопнет .». Тревога сопровождается двигательным возбуждением, тревожными возгласами, оттеками интонации, утрированными выразительными актами.

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений со сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Одной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позво ...

Система профессионального образования
В государственную систему образования низшее профессиональное образование было включено в 1880 году, когда был издан закон о ремесленных школах. Большое значение для развития профессионального образования во Франции имел закон Астье, принятый 25 июля 1919 года, по которому система технического обра ...

Специфика иноязычного общения как вида речевой деятельности
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, направляемый педагогом. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru