Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Страница 2

По мнению Овчаровой Р.В., психологическим механизмом социально педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», возникновении психологической незащищенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных. {LINKS}

Немаловажную роль играют эмоциональные проблемы детей, лишенных родительского попечительства. Попадание ребенка в приют или детский дом оказывает на психику ребенка травмирующее воздействие и способствует возникновению нервно-психических нарушений. Нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций, носят название реактивных состояний.

В ряде случаев тяжелые переживания приводят к образованию у ребенка внутреннего конфликта, который также может нарушать его психическое развитие. Для внутреннего конфликта характерно столкновение в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или создавшейся ситуации. Внутренний конфликт может возникнуть лишь в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное место в его жизни и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказывается для ребенка неразрешимым.

Такой неразрешимый конфликт, затягиваясь и становясь хроническим, оказывает специфическое влияние на формирование черт характера и тормозит умственное развитие. Вся личность ребенка вовлекается в переживания, связанные с конфликтом, все эмоциональные переживания направлены как бы в одно русло. Поэтому круг интересов, привязанностей резко сужается. В возникновении конфликтных переживаний большую роль играют особенности структуры личности, считают Власова Т.А. и Певзнер М.С.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Состояние тревожности сопровождается физиологическими симптомами. Это могут быть: сильное сердцебиение, заторможенность, бессонница или повышенная сонливость, беспокойство, беспокойный или тревожный сон, мысли чувства беспомощности, неконтролируемые вспышки гнева, необъяснимые панические ощущения.

Дети-сироты отличаются повышенной тревожностью и имеют особенные черты характера, они эмоциональны и очень чувствительны, у них высокие требования к окружающим, часто испытывают чувство вины. Им часто кажется, что их недооценивают, хотя на самом деле они не уверены в себе, их часто посещает чувство всеобщей бесполезности. Высокая тревожность приводит к тому, что сироты не считают мир вокруг себя безопасным, постоянно чувствуя угрозу, непонятно откуда исходящую.

Жмуров В.А. рассматривает тревогу как неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лопнет .». Тревога сопровождается двигательным возбуждением, тревожными возгласами, оттеками интонации, утрированными выразительными актами.

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений со сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие фа ...

Определение исходного уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников в совместной взросло-детской деятельности
Для подтверждения теоретических положений нашего исследования был проведен психолого-педагогический эксперимент в двух старших группах на базе МБДОУ центр развития ребенка детский сад первой категории № 81 «Мальвина» г. Сургута Тюменской области ХМАО – Югры. Исследованием было охвачено на этапе кон ...

Роль контроля и самоконтроля при организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку
Задача «учить учиться» предполагает чёткое руководство самостоятельной работой со стороны учителя. Надо иметь в виду, что самостоятельная работа в учебных условиях является лишь относительно самостоятельной. Учащиеся испытывают на себе косвенное воздействие обучающей стороны, которое распространяет ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru