Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Страница 2

По мнению Овчаровой Р.В., психологическим механизмом социально педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», возникновении психологической незащищенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных. {LINKS}

Немаловажную роль играют эмоциональные проблемы детей, лишенных родительского попечительства. Попадание ребенка в приют или детский дом оказывает на психику ребенка травмирующее воздействие и способствует возникновению нервно-психических нарушений. Нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций, носят название реактивных состояний.

В ряде случаев тяжелые переживания приводят к образованию у ребенка внутреннего конфликта, который также может нарушать его психическое развитие. Для внутреннего конфликта характерно столкновение в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или создавшейся ситуации. Внутренний конфликт может возникнуть лишь в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное место в его жизни и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказывается для ребенка неразрешимым.

Такой неразрешимый конфликт, затягиваясь и становясь хроническим, оказывает специфическое влияние на формирование черт характера и тормозит умственное развитие. Вся личность ребенка вовлекается в переживания, связанные с конфликтом, все эмоциональные переживания направлены как бы в одно русло. Поэтому круг интересов, привязанностей резко сужается. В возникновении конфликтных переживаний большую роль играют особенности структуры личности, считают Власова Т.А. и Певзнер М.С.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Состояние тревожности сопровождается физиологическими симптомами. Это могут быть: сильное сердцебиение, заторможенность, бессонница или повышенная сонливость, беспокойство, беспокойный или тревожный сон, мысли чувства беспомощности, неконтролируемые вспышки гнева, необъяснимые панические ощущения.

Дети-сироты отличаются повышенной тревожностью и имеют особенные черты характера, они эмоциональны и очень чувствительны, у них высокие требования к окружающим, часто испытывают чувство вины. Им часто кажется, что их недооценивают, хотя на самом деле они не уверены в себе, их часто посещает чувство всеобщей бесполезности. Высокая тревожность приводит к тому, что сироты не считают мир вокруг себя безопасным, постоянно чувствуя угрозу, непонятно откуда исходящую.

Жмуров В.А. рассматривает тревогу как неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лопнет .». Тревога сопровождается двигательным возбуждением, тревожными возгласами, оттеками интонации, утрированными выразительными актами.

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений со сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Сопоставительный анализ различных моделей обучения
Во всех современных моделях обучения можно выделить плюсы и минусы. Минус Американской модели обучениясостоит в том, что она является относительно молодой. Однако преподаватели Соединенных Штатов слишком утрировали саму схему выбора студентами жизненных ценностей. Занятия стали полностью практическ ...

Педагогические идеи сказок
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. ...

Анализ педагогического опыта по применению проектной методики в процессе преподавания иностранного языка
Л.А. Глацкова, преподаватель английского языка школы № 44 г. Иркутска, долгое время работала по проектной методике и разработала международный телекоммуникационный образовательный археологический проект “Global Village – Fort Ross” в рамках внеклассной работы по воспитанию чувства гражданственности ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru