Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Страница 5

Таким образом, дезадаптация существует как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Дезадаптация на внешнем уровне может проявляться как конфликтное, асоциальное, контр нормативное и делинквентное поведение, при этом внутренняя гармония личности, что свидетельствует о ее адаптированности на внутреннем уровне, не исключается. {LINKS}

Другая исследовательница К.А. Абульханова-Славская, рассматривая проблему социальной адаптации в масштабах жизненной стратегии, указывает на наличие двух основных образований в структуре жизненной позиции личности: совокупность субъектно значимых отношений и совокупность способов реализации этих отношений. Следовательно, адаптация - это адекватность отношений личности и способов их реализации, а дезадаптация – неадекватность.

К значимым причинам социальной дезадаптации относят проблемы в семье, а так же государственную политику по отношению к проблемам детства и семьи, отсутствие позитивных образцов поведения в средствах массовой информации, ослабление воспитательной работы в школах.

Таким образом, мы видим, что термин «дезадаптация» понимается учеными по-разному и включает в себя широкий спектр понятий от чисто клинических аспектов до социальных компонентов. О причинах социальной дезадаптации так же ведутся споры в настоящее время. Однако, большинство авторов главными из них называют такие социальные институты, как семья и школа, считается, что именно они являются средством, с помощью которых ребенок приобретает необходимые знания об окружающем мире, именно под их влиянием вырабатываются, формируются и закрепляются стереотипы мышления, навыки поведения, определенные реакции личности на те или иные события ее жизни.

Нервно-психические расстройства значительно чаще наблюдаются у детей-сирот, что уже с раннего детства создает предпосылки для формирования характерологических аномалий. У многих сирот базовыми нарушениями являются задержки психомоторного, речевого, эмоционального и когнитивного развития, системные расстройства такие, как энурез, экопрез, тики, заикания, гиперкинетические расстройства. Кроме того, часто отмечается ранняя церебрально-органическая недостаточность, ее признаки проявляются в виде повышенной утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности и двигательной расторможенности воспитанников. Дети могут испытывать трудности в выполнении динамической координации и одновременности движений. Не удаются движения с мелкими предметами, имеет место задержка в развитии речи.

При сформированном «базовом недоверии» ребенок-сирота снижает свою активность в познании мира и таким образом затормаживается в развитии. Так как мир для него постоянный источник опасности, то постепенно выстраивается система защит. Поскольку «базовое недоверие» затормаживает все развитие сироты, то и его система защит отличается использованием самых ранних, самых крепких защитных механизмов. Такими механизмами являются проекция и расщепление. Расщепление предполагает разделение мира и себя на «плохое» и «хорошее» и невозможность интегрированного взгляда на мир и на себя. Так как ребенок-сирота не может сложно и реалистично оценивать события внешнего мира, то, наталкиваясь на неудачи, он не может переработать свои ощущения по поводу этих неудач, найти в них позитив и продолжить попытки преодоления неудач. Он перестает стремиться к успеху. Результатом этого служит формирование стойкой негативной самооценки.

Адаптация детей-сирот с базовым недоверием к миру, культуре, социуму затруднена, а, следовательно, для них практически неизбежна дезадаптация. В очередной раз, избегая неудач, ребенок-сирота ищет выход в создании для себя субкультуры таких же «неудачников», каковым он считает и себя, либо внедряется в уже существующие субкультуры, альтернативные социуму. Это путь усугубления социальной дезадаптации, часто приводящий к асоциальному поведению детей-сирот. Помочь таким детям очень сложно, так как для этого необходим целый комплекс социальных и терапевтических мер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Интерактивное обучение на уроках немецкого языка
Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» – взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.), В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию уч ...

Понятие здорового образа жизни и его составляющие
Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового обра ...

Методы физического развития детей. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей
Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры больший полушарий мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обесп ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru