Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Страница 4

Другой наукой, широко использующей термин «дезадаптация», является психология личности. Здесь понятие дезадаптация противоположно понятию адаптации, а адаптация есть приспособление человека как личности к существованию в обществе, в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами. В 1978 году с целью избегания дискриминации и травли понятие «дезадаптированные дети» было заменено на «дети, имеющие эмоциональные и поведенческие проблемы». {LINKS}

В современной отечественной социально-педагогической литературе распространено определение Н.Г. Миловановой, которая под социальной дезадаптацией понимает нарушение взаимодействия индивида со средой, характеризующееся невозможностью осуществлять им в конкретном микросоциуме своей позитивной социальной роли.

Существует множество подходов к пониманию социальной адаптации и дезадаптации. Так, в психоаналитическом направлении под социальной адаптацией понимается результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии личности с требованиями внешнего окружения. Содержание процесса дезадаптации подразумевает наличие конфликта, вследствие которого нарастает тревога, и появляются защитные механизмы. Отсюда делается вывод, что адаптированность – это отсутствие тревоги, а дезадаптированность – ее наличие.

Второе направление изучения социальной адаптации, к которому относятся А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, целями адаптации считает достижение позитивного духовного здоровья и соответствие ценности личности ценностям социума. Представители данного направления, как и представители психоанализа, говорят о наличии конфликта, но конфликт, по их мнению, порождает фрустрацию, а она в свою очередь помогает сформировать акты приспособления личности. Дезадаптация понимается здесь как наличие фрустрации, а процесс социальной адаптации – как процесс оптимального взаимодействия личности со средой.

Еще один подход в исследованиях социальной дезадаптации связан с концепциями когнитивной психологии. Конфликт здесь ведет к осознанию личностью угрозы, которое приводит к формированию реакции приспособления. Это положение напоминает мнение ранее упомянутых авторов, однако существует ряд отличий в содержании данного взгляда. Предполагается, что в процессе взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам. Это противоречие получило название когнитивного диссонанса и переживается как дискомфорт или угроза. Таким образом, дезадаптация - это выраженное эмоциональное переживание, а адаптированность – это отсутствие переживания угрозы.

В отечественной психологии при рассмотрении данной проблемы также использовались два критерия адаптированности и выделялось два уровня адаптированности - полная адаптированность и полная дезадаптированность. Современные исследователи пришли к выводу, что такой подход дает не совсем полное представление об адаптации и дезадаптации, так как могут существовать «средние» варианты адаптированности.

А.Н. Жмыриков выделил в структуре социальной адаптации следующие компоненты: выходные параметры деятельности личности, степень интеграции личности в микро и макросреду, степень реализации внутриличностного потенциала. Использование этих понятий позволило выделить четыре уровня адаптации: высокий-оптимальный, высокий-избыточный, низкий, дезадаптированный. Реан А.А. с группой коллег, развивая взгляды А.Н. Жмырикова, предложили свое видение проблемы. Ученые выделили критерии социальной дезадаптированности внутреннего и внешнего плана. Внутренний критерий связан с понятием психо-эмоциональной стабильности, личностной конформностью и состоянием удовлетворенности, отсутствием ощущения угрозы и так далее. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям, нормам поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей
Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, - это всегда социально-педагогическая деятельнос ...

Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению ...

Констатирующий эксперимент. Выявление уровня связной речи у детей 6 лет с ОНР III уровня
Таким образом , целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР III уровня. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru