Опытно-экспериментальное исследование условий профессионального самоопределения старшеклассников

Педагогическая информация » Самоопределение старшеклассников » Опытно-экспериментальное исследование условий профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 4

Активная жизненная позиция в свою очередь перекликается с ценностью «уверенность в себе». Это позиции взаимосвязанные, что объясняет факт того, что обе эти ценности вошли в лидирующую пятерку.

В первую пятерку по группе также включена ценность здоровья, физического самочувствия, она занимает четвертое место в ряду итоговых рангов.

Можно говорить, что при оценке собственной жизни старшеклассники уделяют мало времени развлечениям и необременительному времяпрепровождению. Возможно, в данном аспекте рассматривается целесообразность активности, заложенная в формулировке ценности, нежели полное отрицание значимости развлечений.

Вторая из рассматриваемых позиций - «признание окружающих» - занимает также низкое положение в ряду рангов, что отчасти может говорить о том, что в своей деятельности представители исследуемой группы ориентируются на внутреннюю потребность и на интерес к выполняемой деятельности, нежели на одобрение со стороны других.

Слабая репрезентативность материальных ценностей в приоритетном варианте объясняется тем, что главным образом материальные вопросы, возникающие перед школьниками, решаются их родителями. На данном этапе их жизни вопросы материального благосостояния не являются актуальными.

Рассмотрим другую группу ценностей: инструментальные. Результаты тестирования представлены в Таблице 3. Так же, как и в случае с терминальными ценностями, мы предлагаем проанализировать лидирующую пятерку по рангам:

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

образованность (широта знаний, высокая общая культура);

честность (правдивость, искренность);

ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).

Инструментальные ценности можно описать как способы для достижения терминальных, как пути, которые использует личность для достижения поставленных целей, черты своего характера, формирование которых ведет к достижению успеха и самореализации.

Таблица 3. Результаты тестирования – инструментальные ценности старшеклассников

Наименование ценности

ср.ар.

твердая воля

18,2

исполнительность

17,8

образованность

17,1

честность

16,9

ответственность

16

воспитанность

15,7

эффективность в делах

14,9

честность

13,8

аккуратность

12,7

жизнерадостность

11,6

независимость

10,8

рационализм

9,6

самоконтроль

8,6

умение прощать ошибки

7,8

чуткость

6,6

высокие запросы

5,9

непримиримость к недостаткам

5,1

высокие запросы

4,3

Такие ценности старшеклассников как «твердая воля» и «исполнительность» говорят о целеустремленности к достижению намеченной цели, а «образованность, честность и ответственность» показывают что процесс формирования ценностных ориентаций идет достаточно интенсивно.

Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, старшеклассники определяют позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.

Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных старшеклассников. Ценностные ориентации интересуют нас как категория, используемая для изучения мотивации деятельности. А так как инструментальные ценности это способы для достижения терминальных ценностей построим кривую совместимости ценностей (Рисунок 4). Это нам позволит определить, на сколько старшеклассники самоопределены и близки к достижению поставленных целей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Языковые и лексические игры при обучении немецкому языку
Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: а) подготовки учащихся; б) изучаемого материала; в) конкретных целей и условий урока. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем эта иг ...

Формы и методы группового воспитания трудных детей в начальной школе
Для руководства учебно-воспитательным процессом и корригирования отклонений в поведении школьников совершенно необходимо знать закономерности развития личности учащегося. В этом едином и сложном целом различаются 3 основные стороны: во-первых, процессы органического созревания организма, в первую о ...

Введение в социальную работу
Тема моего сообщения звучит как аксиома, как утверждение, не требующее доказательств. Между тем, в реальности, все обстоит не так: здоровье на сегодняшний день все еще не стало педагогической категорией, но, очевидно, что и педагогическому сообществу, и гражданскому обществу сегодня необходимо сдел ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru