Опытно-экспериментальное исследование условий профессионального самоопределения старшеклассников

Педагогическая информация » Самоопределение старшеклассников » Опытно-экспериментальное исследование условий профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 3

Другой способ получения итогового ранга по группе - отдельный подсчет числа случаев, когда та или иная ценность занимает крайние позиции, то есть пять первых позиций при ранжировании и пять последних с четырнадцатого места по восемнадцатое. После получения этих двух значений (количество случаев, в которых ценность выходила на первые места и сколько раз была среди замыкающих список) вычитаем из первого последнее. В результате получается более резкая картина без учета средних значений и итоговый ранг ценности может принимать как положительное, так и отрицательное значение (в случае, когда ценность чаще ставится на последние позиции списка).

Рассматривая оба этих способа подсчета необходимо отметить, что в первом случае значимость определяется по убыванию значения - самое низкое значение отражает наибольшую значимость. Во втором же случае наибольшая положительная величина отражает максимальную значимость.

Таким образом, оценка может вестись по двум направлениям, каждое из которых отражает самостоятельный метод подсчета итоговых рангов. Мы в своем исследовании применяли второй показатель как основной.

В результате обобщения по терминальным ценностям можно выделить пять, занимающих ведущие позиции при ранжировании в группе подростков

Нам было необходимо выяснить, какие ценности преобладают у старшеклассников связанные с будущим. Поэтому мы усложнили немного тестирование и перед старшеклассниками поставили вопрос: Какие ценности и качества Вы считаете необходимыми для Вашей будущей жизни?

В целом результаты тестирования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты тестирования – Терминальные ценности старшеклассников

Наименование ценности

Ср.ар.

любовь

15,7

активная жизнь

14,3

наличие друзей

12,1

здоровье

10,8

уверенность в себе

9,6

жизненная мудрость

8,1

общественное признание

7,3

счастье других

6,9

свобода

5,6

развлечения

5,1

развитие

4,8

продуктивная жизнь

4,6

познание

4,5

общественное призвание

3,7

материально обеспеченная жизнь

2,9

семейная счастливая жизнь

2,1

красота природы и искусства

1,6

творчество

1,6

Из таблицы 2 мы видим, что такие ценности как творчество, красота природы и общественное признание старшеклассники не считают значимыми. Видимо для них эти ценности не имеют смысла поэтому они никак не связывают их с будущим.

В результате обобщения по терминальным ценностям можно выделить пять, занимающих ведущие позиции ценности. Первая пятерка отражает как сферу духовных переживаний, так социальные отношения и физиологическое самочувствие:

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

наличие хороших и верных друзей;

здоровье (физическое и психическое);

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Для подросткового возраста особо ценно взаимопонимание со сверстниками, ярко выражена потребность в поиске душевной привязанности и принятии своих чувств.

Потребность в сопереживании, самораскрытии, поддержке, общих интересах отражается также и в желании окружить себя верными друзьями. Позиции 1 и 3 данного списка схожи между собой: они показывают стремление личности к другим людям, поиску глубоких чувств и переживаний, самораскрытию.

Одной из значимых ценностей, прививаемых в условиях образовательного процесса, является активная жизненная позиция. Исследованием определено, что большинство старшеклассников, изучаемой группы придает ведущее значение указанной ценности. Это говорит о том, что такая позиция принимается ими, и в собственной жизни они ориентируются на ее реализацию, что отражается в высказываниях типа: «необходимо крутиться, не стоять на месте», «от самого человека зависит то, чего он достигнет» .

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Характеристика основных активных методов обучения
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколь­ко приобщи ...

Особенности мышления младших школьников
Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить. Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное вре ...

Понятие фразеологизма и его основные признаки
Фразеология (от греч. рhrasis, ‘выражение’ и logos ‘учение’) — фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составля ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru