Опытно-экспериментальное исследование условий профессионального самоопределения старшеклассников

Педагогическая информация » Самоопределение старшеклассников » Опытно-экспериментальное исследование условий профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 5

Рисунок 4 – Кривая совместимости ценностей

Как видим из рисунка 4 терминальные и инструментальные ценности далеко не совпадают, а это значит, что старшеклассники далеки от самоопределения, хотя по другим методикам исследования 79,1 % не испытывают трудности с профессиональным самоопределением. Таким образом, всем старшеклассникам необходима социально-педагогическая помощь.

Можно конечно предположить, что старшеклассники не были искренне в своих ответах. Для проверки этих результатов по каждой из выделенных ценностей задано по три дополнительных вопроса:

1. Насколько Вас волнует данная ценность (дескрипторы от «не волнует» до «я часто задумываюсь») ?

2. Насколько данная потребность реализуется в Вашей жизни относительно других в Вашем классе (дескрипторы от «гораздо меньше, чем у других» до «гораздо больше, чем у других»)?

3. Каковы изменения за последний год (дескрипторы от «стало значительно слабее» до «стало значительно выраженнее»)?

Использовалась пятиступенчатая система дескрипторов.

На наш взгляд, такое расширение эксперимента показывает не просто то, какая ценность выходит на то или иное место, а помогает объяснить, почему это происходит с позиции значимости, выраженности и динамики.

Если оценивать общую динамику ценностей, то большинство респондентов отмечает существенное возрастание за последний год выраженности таких ценностей, как любовь, познание, продуктивная жизнь, и отдают предпочтение инструментальным ценностям: терпимость к взглядам и мнениям других, жизнерадостность, чувство юмора, образованность. Отмечается отрицательная динамика ощущения собственной материальной обеспеченности. Менее выраженной за последний год стала честность, что объясняется необходимостью приспособляемости.

Респонденты отмечают, что по сравнению с окружающими, у них менее всего выражена материальная обеспеченность жизни, и к тому же у них отсутствуют высокие запросы. Богатство большинства заключается в наличии хороших и верных друзей.

Достаточно часто респондентов волнует тема развлечений, напомним, что по общему ранжированию ценностей развлечения отодвигались на последние места. Такое распределение может быть объяснено противоречиями между реально сложившейся картиной, в которой развлечениям уделяется мало времени, и представленность в сознании, где важность развлечений достаточно высока.

При ответе на вопрос о том, насколько часто Вас волнует та или иная проблема, на последние места вышли материальная обеспеченность и семейная жизнь.

Таким образом, по проведенному констатирующему эксперименту можно сделать вывод, что не все старшеклассники испытывают трудности в профессиональном самоопределении. На самоопределение старшеклассников в основном повлияло мнение родителей. Большинство старшеклассников определилось с выбором профессии, и будут продолжать учиться, однако анализ ценностных ориентаций показывает, что ценностные ориентации еще не сформированы, так как имеют противоречивый характер в самоопределении. И так, можно сказать, что у старшеклассников слабо выделена готовность к профессиональному самоопределению.

Из всего этого следует, что старшеклассникам необходима социально-педагогическая помощь при профессиональном самоопределении.

Следующим этапом исследования было разработка и реализация программы, направленной на социально педагогическую помощь в профессиональном самоопределении старшеклассников. А также определение эффективности программы.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Великая педагогика:

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в пр ...

Сопоставительный анализ различных моделей обучения
Во всех современных моделях обучения можно выделить плюсы и минусы. Минус Американской модели обучениясостоит в том, что она является относительно молодой. Однако преподаватели Соединенных Штатов слишком утрировали саму схему выбора студентами жизненных ценностей. Занятия стали полностью практическ ...

Практические упражнения для развития наблюдательности, фантазии и воображения
Для художника рисунок служит одновременно средством познания и тем предметно-образным языком, при помощи которого он общается со зрителем, воздействует на него, передает свое отношение к действительности. Органы зрения, воспринимая внешний мир, дают возможность нашему сознанию ощущать разнообразные ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru