Опытно-экспериментальное исследование условий профессионального самоопределения старшеклассников

Педагогическая информация » Самоопределение старшеклассников » Опытно-экспериментальное исследование условий профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 1

Задачей диагностического этапа является самопознание (индивидуальных особенностей и профессиональной направленности) личности. С помощью методов диагностики происходит дальнейшее развитие познавательного компонента. Традиционные диагностические средства используют в контексте программы, направленной на социально-педагогическую помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

В результате беседы-опроса была получена, достаточна обширная информация о профессиональном самоопределении выпускников 11 классов.

Прежде чем приступить к анализу результатов, заметим, что среди старшеклассников имеется немалая доля тех, кто вообще не имеет определенного плана, касающегося будущей специальности и предстоящей трудовой и профессиональной деятельности. В первую очередь хотелось бы отметить, что среди старшеклассников, больше всего оказалось тех, кто после окончания школы намерен продолжить свое обучение – 42 (87,5 %), 5 (10,4 %) старшеклассников затрудняются ответить на вопрос относительно своих планов на будущее и 1 (2,1 %) собирается работать.

С содержанием и требованиями избираемой профессии знакомы 24 (50%) старшеклассников, 8 (16,6%) старшеклассников – немного имеют представление, 10 (20,8%) – совсем не знакомы, 6 (12,5%) – пока об этом не думают.

На вопрос: Выбрали ли вы будущую профессию? – ответили утвердительно 32 (66,7%) от числа опрошенных старшеклассников. Если учесть, что опрос мы проводили в начале учебного года, то тот факт, что 16 (33,3%) старшеклассников оканчивая школу, не знают, что они будут делать дальше, вызывает беспокойство.

Влияние социальных сред на профессиональное самоопределение старшеклассников представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Влияние социальных сред на профессиональное самоопределение

И так, из рисунка 3 видно, что в основном на выбор профессии повлияли родители. Хотя друзья и престиж тоже сыграли не маловажную роль при выборе профессии.

При выяснении интересов старшеклассников могут использоваться разные подходы:

1) попытаться определить оценки молодежью престижности различных профессий.

2) предложить опрашиваемых оценить привлекательность перечисляемых в анкете профессий лично для каждого, с учетом не только их престижности, но и индивидуальных склонностей и возможностей сегодняшних школьников посвятить этому свою жизнь.

Мы предпочли третий способ и прямо поставили вопрос в анкете: «Если вы выбрали профессию, то какую?», попросив респондентов указать также, какие профессии им нравятся. С целью расширения области поиска ответов старшеклассникам давался открытый вопрос.

Отвечая на вопрос о будущей профессии, школьники назвали в анкете около пятидесяти профессий, специальностей и занятий широкого спектра. Все эти специальности и занятия были сгруппированы нами на десять родов деятельности, что позволило обобщить собранный материал, и дало возможность сопоставлять выбор учащихся различных категорий, как представлено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: Какую вы выбрали профессию?

Род деятельности (группа профессий и специальностей)

Чел.

%

Работники сферы обслуживания (включая торговлю, общественное питание)

5

10,4

Юристы

6

12,5

Работники системы планирования, учета и финансовой сферы

8

16,6

Предприниматели, бизнесмены, менеджеры

6

12,5

Работники системы образования

6

12,5

Работники культуры

1

2,1

Работники правоохранительных органов

5

10,4

Военнослужащие

6

12,5

Работники системы здравоохранения

4

8,4

Рабочие

1

2,1

Всего

48

100,0

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Теоретические основы современных технологий в образовании
Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное — методам по ...

Методика развития психофизических качеств
Быстрота как психофизическое качество — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомл ...

Методика эксперимента
До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебно-воспитательный пр ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru