Задачей диагностического этапа является самопознание (индивидуальных особенностей и профессиональной направленности) личности. С помощью методов диагностики происходит дальнейшее развитие познавательного компонента. Традиционные диагностические средства используют в контексте программы, направленной на социально-педагогическую помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении. http://akacia-mebel.ru/ {LINKS}
В результате беседы-опроса была получена, достаточна обширная информация о профессиональном самоопределении выпускников 11 классов.
Прежде чем приступить к анализу результатов, заметим, что среди старшеклассников имеется немалая доля тех, кто вообще не имеет определенного плана, касающегося будущей специальности и предстоящей трудовой и профессиональной деятельности. В первую очередь хотелось бы отметить, что среди старшеклассников, больше всего оказалось тех, кто после окончания школы намерен продолжить свое обучение – 42 (87,5 %), 5 (10,4 %) старшеклассников затрудняются ответить на вопрос относительно своих планов на будущее и 1 (2,1 %) собирается работать.
С содержанием и требованиями избираемой профессии знакомы 24 (50%) старшеклассников, 8 (16,6%) старшеклассников – немного имеют представление, 10 (20,8%) – совсем не знакомы, 6 (12,5%) – пока об этом не думают.
На вопрос: Выбрали ли вы будущую профессию? – ответили утвердительно 32 (66,7%) от числа опрошенных старшеклассников. Если учесть, что опрос мы проводили в начале учебного года, то тот факт, что 16 (33,3%) старшеклассников оканчивая школу, не знают, что они будут делать дальше, вызывает беспокойство.
Влияние социальных сред на профессиональное самоопределение старшеклассников представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 - Влияние социальных сред на профессиональное самоопределение
И так, из рисунка 3 видно, что в основном на выбор профессии повлияли родители. Хотя друзья и престиж тоже сыграли не маловажную роль при выборе профессии.
При выяснении интересов старшеклассников могут использоваться разные подходы:
1) попытаться определить оценки молодежью престижности различных профессий.
2) предложить опрашиваемых оценить привлекательность перечисляемых в анкете профессий лично для каждого, с учетом не только их престижности, но и индивидуальных склонностей и возможностей сегодняшних школьников посвятить этому свою жизнь.
Мы предпочли третий способ и прямо поставили вопрос в анкете: «Если вы выбрали профессию, то какую?», попросив респондентов указать также, какие профессии им нравятся. С целью расширения области поиска ответов старшеклассникам давался открытый вопрос.
Отвечая на вопрос о будущей профессии, школьники назвали в анкете около пятидесяти профессий, специальностей и занятий широкого спектра. Все эти специальности и занятия были сгруппированы нами на десять родов деятельности, что позволило обобщить собранный материал, и дало возможность сопоставлять выбор учащихся различных категорий, как представлено в таблице 1.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: Какую вы выбрали профессию?
Род деятельности (группа профессий и специальностей) |
Чел. |
% |
Работники сферы обслуживания (включая торговлю, общественное питание) |
5 |
10,4 |
Юристы |
6 |
12,5 |
Работники системы планирования, учета и финансовой сферы |
8 |
16,6 |
Предприниматели, бизнесмены, менеджеры |
6 |
12,5 |
Работники системы образования |
6 |
12,5 |
Работники культуры |
1 |
2,1 |
Работники правоохранительных органов |
5 |
10,4 |
Военнослужащие |
6 |
12,5 |
Работники системы здравоохранения |
4 |
8,4 |
Рабочие |
1 |
2,1 |
Всего |
48 |
100,0 |
Великая педагогика:
Коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей. Как правило, наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность (что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности ...
Система профессионального
образования
В государственную систему образования низшее профессиональное образование было включено в 1880 году, когда был издан закон о ремесленных школах. Большое значение для развития профессионального образования во Франции имел закон Астье, принятый 25 июля 1919 года, по которому система технического обра ...
Методика решения уравнений и неравенств
Уравнения и неравенства ‑ традиционная тема школьного курса математики, занимающая большое место, начиная с младших классов, где простейшие уравнения и неравенства до введения теории на основе свойств арифметических действий, и кончая старшими классами, где решаются трансцендентные уравнения. ...