Опытно-экспериментальное исследование условий профессионального самоопределения старшеклассников

Педагогическая информация » Самоопределение старшеклассников » Опытно-экспериментальное исследование условий профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 1

Задачей диагностического этапа является самопознание (индивидуальных особенностей и профессиональной направленности) личности. С помощью методов диагностики происходит дальнейшее развитие познавательного компонента. Традиционные диагностические средства используют в контексте программы, направленной на социально-педагогическую помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении. {LINKS}

В результате беседы-опроса была получена, достаточна обширная информация о профессиональном самоопределении выпускников 11 классов.

Прежде чем приступить к анализу результатов, заметим, что среди старшеклассников имеется немалая доля тех, кто вообще не имеет определенного плана, касающегося будущей специальности и предстоящей трудовой и профессиональной деятельности. В первую очередь хотелось бы отметить, что среди старшеклассников, больше всего оказалось тех, кто после окончания школы намерен продолжить свое обучение – 42 (87,5 %), 5 (10,4 %) старшеклассников затрудняются ответить на вопрос относительно своих планов на будущее и 1 (2,1 %) собирается работать.

С содержанием и требованиями избираемой профессии знакомы 24 (50%) старшеклассников, 8 (16,6%) старшеклассников – немного имеют представление, 10 (20,8%) – совсем не знакомы, 6 (12,5%) – пока об этом не думают.

На вопрос: Выбрали ли вы будущую профессию? – ответили утвердительно 32 (66,7%) от числа опрошенных старшеклассников. Если учесть, что опрос мы проводили в начале учебного года, то тот факт, что 16 (33,3%) старшеклассников оканчивая школу, не знают, что они будут делать дальше, вызывает беспокойство.

Влияние социальных сред на профессиональное самоопределение старшеклассников представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Влияние социальных сред на профессиональное самоопределение

И так, из рисунка 3 видно, что в основном на выбор профессии повлияли родители. Хотя друзья и престиж тоже сыграли не маловажную роль при выборе профессии.

При выяснении интересов старшеклассников могут использоваться разные подходы:

1) попытаться определить оценки молодежью престижности различных профессий.

2) предложить опрашиваемых оценить привлекательность перечисляемых в анкете профессий лично для каждого, с учетом не только их престижности, но и индивидуальных склонностей и возможностей сегодняшних школьников посвятить этому свою жизнь.

Мы предпочли третий способ и прямо поставили вопрос в анкете: «Если вы выбрали профессию, то какую?», попросив респондентов указать также, какие профессии им нравятся. С целью расширения области поиска ответов старшеклассникам давался открытый вопрос.

Отвечая на вопрос о будущей профессии, школьники назвали в анкете около пятидесяти профессий, специальностей и занятий широкого спектра. Все эти специальности и занятия были сгруппированы нами на десять родов деятельности, что позволило обобщить собранный материал, и дало возможность сопоставлять выбор учащихся различных категорий, как представлено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: Какую вы выбрали профессию?

Род деятельности (группа профессий и специальностей)

Чел.

%

Работники сферы обслуживания (включая торговлю, общественное питание)

5

10,4

Юристы

6

12,5

Работники системы планирования, учета и финансовой сферы

8

16,6

Предприниматели, бизнесмены, менеджеры

6

12,5

Работники системы образования

6

12,5

Работники культуры

1

2,1

Работники правоохранительных органов

5

10,4

Военнослужащие

6

12,5

Работники системы здравоохранения

4

8,4

Рабочие

1

2,1

Всего

48

100,0

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Роль контроля и самоконтроля при организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку
Задача «учить учиться» предполагает чёткое руководство самостоятельной работой со стороны учителя. Надо иметь в виду, что самостоятельная работа в учебных условиях является лишь относительно самостоятельной. Учащиеся испытывают на себе косвенное воздействие обучающей стороны, которое распространяет ...

Специальные педагогические науки
Специальные (коррекционные) педагогические науки – логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы и средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Так, например, логопедия занимается обу ...

Характер воспитания в первых христианских общинах
Первые христианские общины возникли в I веке в Антиохии. К концу первого столетия последователи нового учения уже были рассеяны по Малой Азии, Греции, Италии, по островам Средиземного моря и по северному берегу Африки, а около 200 года - уже по всем провинциям Римского государства. Через 300 лет по ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru