Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи

Педагогическая информация » Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей-логопатов » Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи

Страница 6

Выделенные характеристики произвольного поведения позволяют наметить пути и методы целенаправленного формирования у детей произвольности, установить критерии и требования, которым должны отвечать соответствующие методики и обучающие задания.

Однако само содержание и суть выделенных характеристик таковы, что, с нашей точки зрения, становление произвольности теснейшим образом связано с развитием личности ребенка, а это значит, с практическим решением проблемы единства аффекта и интеллекта, которую мы, вслед за Л. С. Выготским, считаем центральной для психологии личности. В предыдущей главе обосновывалась позиция, согласно которой проблема единства аффекта и интеллекта не может быть решена без третьего звена, играющего роль связующей основы. Такой основой является волевая сфера личности. Воля выступает как высшая функция, которая связывает и гармонизирует интеллектуальное и эмоциональное развитие в онтогенезе. Отличительной особенностью волевого акта является то, что в нем совмещены функции побуждения и осмысления. Волевое развитие предстает как освобождение от внешних зависимостей, а сама воля как функция, привносящая в ситуацию смысл. Личностное, внутреннее свободное поведение всегда предполагает участие воли.

Можно говорить о том, что сформированность уровневой системы произвольного поведения является одном из показательных характеристик развития ребенка, имеющей как общие, так и специфические закономерности. Это является важным диагностическим показателем отклоняющегося психического развития различных категорий детей. Оценка подобной характеристики развития позволяет выделить как общие, так и специфические закономерности формирования произвольного поведения, провести адекватное диагностическое обследование регуляторных компонентов деятельности ребенка, простроить эффективную систему коррекционно-развивающей работы.

Речь помогает ребёнку планировать в сознании порядок действий, которые помогают достигнуть определённой цели. Речь помогает поставить конкретную цель. В речи ребёнка также отражаются правила поведения, социальные нормы, которые непосредственно влияют на его поведение. А так же с помощью речи можно предвидеть результаты своих действий.

Развитие произвольного поведения особенную актуальность приобретает по отношению к детям с нарушениями речи. Нарушение речи предполагает не только нарушение звукопроизношения, но также всех уровней языка (лексического, грамматического) и изменение всего хода развития ребёнка, что, безусловно, сказывается на дальнейшем развитии произвольного поведения детей.

Регулирующая функция является фактором развития произвольного поведения, исходя из следующего:

- регулирующая функция речи помогает фиксировать результаты действия;

- речь сопровождает действие (ребёнок анализирует условия задачи, ищет средство достижения цели и производит нужное действие);

- регулирующая функция речи помогает ребёнку дать словесный отчёт о проделанном действии в целом;

- речь фиксирует образ предстоящего действия, и таким образом становится регулятором действия:

- регулирующая функция речи помогает объективировать собственные действия и осознавать их.

Исходя из всего выше сказанного, можно выделить особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи:

Затруднён поиск слов, грамматических форм, оборотов речи при построении высказывания;

Нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога;

Регуляция представляет сложную задачу, требующею произвольного контроля;

Не всегда могут дать отчёт о проделанном действии;

Трудности в формулировке цели предстоящей деятельности.

В ходе экспериментального исследования было выявлено, что у детей в норме более высокое развитие как регулирующей функции речи, так и произвольности поведения. Данные показатели у детей в норме гораздо ниже. В целом при сравнении данных показателей была выявлена следующая зависимость: у детей с высоким уровнем сформированности речи произвольность поведения также высокая. Та же зависимость была выявлена и у детей с нарушением речи: у детей с низким уровнем развития регулирующей функции речи произвольность поведения нарушена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные . К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к соврем ...

Интегративное знание в содержании общего среднего образования
Одна из задач модернизации отечественной системы общего среднего образования связана с профилизацией его старшей ступени, когда углубленное изучение профильных курсов сопровождается уменьшением количества учебных часов, отводимых на остальные предметы. Последние, согласно Базисному учебному плану, ...

Развитие количественных представлений у детей посредством литературных представлений
Как уже отмечалось ранее развитие у ребенка элементарных математических представлений проходит легче и эффективнее при использовании различных художественных произведений и игр на них основанных. Приведем несколько примеров: Задачи в стихах Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru