Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
выявление особенностей регулирующей функции речи.
выявление особенностей произвольного поведения.
выявление влияния показателей регулирующей функции речи на произвольное поведение детей. {LINKS}
Констатирующий эксперимент включал в себя следующие этапы:
Подготовительный.
Реализация подготовленных методик.
Проведение анализа полученных данных.
Для проведения констатирующего эксперимента нами были отобраны следующие методики:
Методика «Да и нет» (автор Головнёва Н.Я.)
Цель: выявить уровень развития регулирующей функции речи.
Методика «Конструктор» (автор Ильина М.Н.)
Цель: выявить уровень развития регулирующей функции речи.
Методика «Домик» (автор Гуткина Н.И.)
Цель: определить уровень развития произвольного поведения.
Методика «Графический диктант» (автор Нижегородцева Н.В.)
Цель: определить уровень развития произвольного поведения.
Методика «Наблюдение»
Цель: определить влияние регулирующей функции речи на произвольное поведение.
Основными критериями отбора методик являлись:
соответствие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников;
диагностическая ценность в определении уровня сформированности регулирующей функции речи;
диагностическая ценность в определении уровня сформированности произвольного поведения;
возможность адаптации методик к условиям работы в группе детей с нарушением речи.
Остановимся на общих правилах проведения диагностических методик для детей с нарушениями речи:
Обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий с тем, чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия.
Чередовать различные виды деятельности.
Обеспечивать визуальное подкрепление предложенных заданий.
По мере возможности осуществлять индивидуальный подход.
Ценность данных и других методик в диагностике группы детей в норме, тем не менее, не может автоматически означать такую же ценность их в диагностике детей с нарушением речи. В этой связи требуется проводить адаптацию известных диагностических методик для детей с нарушениями речи, которая проходит по следующим направлениям: адаптация стимульного материала, процедуры её проведения. Чтобы дети поняли инструкцию, её необходимо повторить несколько раз, спросить, поняли они её или нет. Также в методиках необходимо применять больше наглядности.
Результаты и анализ констатирующего эксперимента
В результате проведённого констатирующего эксперимента мы получили результаты. Остановимся на результатах экспериментальной работы и проведём подробный анализ полученных в экспериментальном исследовании результатов.
Таблица 3. Сравнительное изучение регулирующей функции речи и произвольного поведения у детей в норме
|
Ф.И. Ребёнка |
Методика 1 |
Методика 2 |
Методика 3 |
Методика 4 |
Методика 5 |
|
Юля А. |
В |
С |
В |
В |
С |
|
Артём Б. |
В |
В |
В |
В |
В |
|
Алёша В. |
С |
С |
С |
С |
С |
|
Алиса К. |
С |
С |
С |
С |
С |
|
Маша М. |
С |
С |
С |
С |
С |
|
Витя О. |
В |
В |
В |
В |
В |
|
Катя С. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
|
Люба Т. |
В |
В |
В |
В |
В |
|
Паша Щ. |
С |
В |
С |
С |
В |
|
Аня Я. |
С |
С |
С |
С |
С |
Великая педагогика:
Функции специалистов в дошкольном учреждении и организация их совместной
деятельности
Важным условием коррекции общего недоразвития у детей является не только скоординированная работа логопеда и воспитателя, но также и содружественная работа всех специалистов дошкольного учреждения. Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечен ...
Экспериментальная работа по изучению свойств арифметических действий по
авторским учебникам
При изучении данной проблемы решили провести небольшую экспериментальную работу. Базой экспериментальной работы был Башкирский лицей им.Р. Уметбаева г. Сибай. С этой целью мы провели уроки по учебникам Н.Б. Истоминой и М.И. Моро. Урок 1. Тема: Переместительное свойство сложения (учебник Н.Б. Истоми ...
Диагностика уровня двигательной активности детей подготовительной к школе
группы на физкультурных занятиях
Экспериментальные исследования проводились на базе ясли-сад №43 ул. Зои-Космедимьянской 39 г. Барановичи с детьми подготовительной к школе группы – экспериментальная группа (далее ЭГ ), не имеющих медицинских ограничений в занятиях физической культурой. Экспериментальным фактором стало внедрение си ...