Содержание и формы обучения младших школьников на уроке

Страница 3

Опыт показывает, что данная форма взаимодействия создает условия, в которых обучение осуществляется через собственный опыт младшего школьника. Ребенок самостоятельно принимает учебную задачу, старается найти способы ее решения (отбирает нужные средства, осуществляет контроль своих действий). И, самое главное, младший школьник в атмосфере сотрудничества проявляет себя как личность, поскольку затрагиваются личные интересы, вопросы самоопределения, удовлетворение личных потребностей ребенка. {LINKS}

Таким образом, нетрадиционные формы взаимодействия способствуют активной учебной деятельности младших школьников. Но вместе с этим, требуют от учителя особой подготовки: важно учитывать особенности, как всего класса, так и индивидуальные характеристики каждого ребенка, его личные интересы и возможности.

Для того чтобы урок действительно стал личностно - ориентированным, учителя постоянно обращаются к субъектному опыту школьника как опыту их собственной жизнедеятельности, именно такое положение и составляет, по мнению И.С. Якиманской, основной замысел личностно- ориентированного урока. Самое главное, чтобы ребенок овладел способом решения задачи. Учителя используют для этого следующие приемы: «Давай придумаем вместе .», «Расскажи, каким способом выполнял задание .», «Выбери по своему усмотрению путь решения задачи и постарайся дать ему объяснение .».

Нередко педагоги, как показывает анализ практики, поручают часть своих функций ученикам. Например, сильные ученики проверяют работу одноклассников, вслед за учителем вторично объясняют какой-либо материал. Такие вопросы: «Как ты рассуждал, чтобы прийти к такому выводу?», «Что делал для того, чтобы найти ответ?», «С чего ты начинал, когда стал решать данный вопрос?», способствуют развитию у младшего школьника, рефлексии своих интеллектуальных действий, самостоятельности, умения аргументировать свое решение. Ребенок ощущает себя активным творцом на уроке, это укрепляет его собственное «я», заставляет задуматься над тем, что он делает и как он это делает.

В практике работы учителей начальных классов есть еще одна форма обучения, которая привлекает младших школьников - это групповая работа. Заметим, как показывает практика, что первый опыт ее организации может быть неудачным, это отталкивает учителей от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач, по нашему мнению, -недооценка роли групповой работу, понимание ее лишь как способ разнообразия организации учебной деятельности. Между тем, групповая работа это полноценная самостоятельная форма организации обучения младших школьников.

По мере овладения учащимися умениями совместной работы в парах, учителя вовлекают их в работу группами. Нужно отметить, что групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным.

Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки. Приведем пример из опыта работы учителя начальных классов А. Огородниковой г. Алатырь, которая в теме «Стихи детских писателей» использует прием групповой работы в виде игры «Звездный час». Детей учитель делит на 6 команд, в которых есть свой капитан, и присваивает им цвет.

У школьников есть таблички с цифрами, которыми они отвечают на вопросы, касающиеся того или иного произведения. Учитель поощряет правильные ответы команд звездами – выигрывает команда, набравшая наибольшее количество звезд.

Главная идея работы в группах может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Перечислим основные принципы работы в группах:

Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

единой цели, которую можно достичь только сообща;

распределенных внутригрупповых ролей, функций;

единого учебного материала;

общих ресурсов;

одного поощрения на всех.

Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

Равная доля участия каждого члена группы. Совместная Учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Общая педагогика
Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и восп ...

Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...

Физическое воспитание и развитие навыков ходьбы
Одной из важнейших задач физического воспитания незрячих и частичновидящих детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта. Нарушения и аномалии зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей – силы, быстроты, выносливости, ко ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru