Содержание и формы обучения младших школьников на уроке

Страница 5

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Мы считаем, что соблюдение требований, названных нами выше, при подготовке и проведении урока с личностной направленностью является важным педагогическим условием реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников. Содержание личностно - ориентированного урока должно подбираться с учетом того, чтобы каждый ученик мог проявить себя, раскрыть свою индивидуальность. Формы обучения младших школьников на уроках: коллективная и групповая работы побуждают учащихся к взаимодействию друг с другом, активизируют учение школьников и способствуют развитию личности учащихся. В условиях такого содержания и форм обучения на уроках при личностно - ориентированном обучении меняется позиция ученика, он становиться творцом, организатором своей учебной деятельности.

Социально-экономические условия развития общества заставляют пересмотреть требования к современному образовательному процессу. Одна из важных задач, стоящих перед образованием - развитие личности, создание условий для полноценной реализации природного потенциала. Среди факторов, определяющих успешность решения данной задачи, одно из основных мест принадлежит включению школьников в личностно - ориентированный образовательный процесс, начиная с первых лет обучения.

В настоящее время система традиционного обучения младших школьников все чаще показывает свою несостоятельность. Поэтому переход к личностно-ориентированному обучению в начальной школе, как к более эффективному и прогрессивному, становится актуальным в наши дни. Именно личностно - ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности младшего школьника, опираясь на его индивидуальные особенности, способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, дает возможность ученику реализовать себя в познавательной учебной деятельности.

Результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы, практического опыта работы школ позволили нам сформулировать следующие выводы:

Образовательный процесс в рамках личностно - ориентированного подхода должен быть, прежде всего, нацелен на формирование, расширение, развитие устремлений детей.

Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно - ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым заданием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Сущностью личностно - ориентированного обучения, по нашему мнению, является оказание помощи в определении направления и способов самореализации каждому ребенку.

В личностно—ориентированном обучении существенно меняется подход к организации традиционных форм работы на уроке (индивидуальной, групповой, коллективной). Особенности личностно-ориентированного обучения в начальной школе связаны не только с необычностью содержания, методов, приемов и форм его представления, но и с занятостью учащихся при подготовке и проведении занятий, оптимистическим, «мажорным» тоном общения, субъект - субъективными отношениями между участниками обучения (учителем и учениками).

Младший школьный возраст является основой для развития личности человека, так как в этот период наблюдается самая высокая сензитивность, повышенная реактивность, готовность к действию. Поэтому в этом возрасте нужно создать условия, способствующие обогащению индивидуального опыта, раскрытию способностей и открытию путей для самораскрытия и самореализации младшего школьника.

В условиях личностно - ориентированного обучении принципиально меняется позиция ученика, существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей учебной деятельности. Ученик не бездумно принимает готовые знания, а активно участвует в каждом шаге своего обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производств ...

Технические средства для облегчения ориентировки незрячих
Создано большое количество различных технических средств, которые могут помочь незрячему в ориентировке и мобильности в пространстве. Технические средства передвижения делятся на пассивные (различного вида локаторы) и активные (трости); на средства обнаружения и средства индикации. К средствам обна ...

Социальная работа как специфическое общественное явление
Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике, изменения произошедшие за последние десятилетие в жизни нашего общества, да и в мире в целом породили ряд проблем справиться с которыми человек, без посторонней помощи зачастую не в состоянии. Сегод ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru