Содержание и формы обучения младших школьников на уроке

Страница 2

- проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

- применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;

- использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога; {LINKS}

- создание для учащихся ситуации успеха;

- проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

- стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

- избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;

- использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что .», «мне кажется, что .», «по моему мнению .», «я думаю, что .» и т.д.

Таким образом, несмотря на вариативность точек зрения по поводу содержания личностно - ориентированного обучения, можно отметить, что большинство исследователей признают собственно-личностный компонент (индивидуальный опыт общения, обеспечивающий познание себя, развитие личностных функций) ведущим, в то время как базовый компонент (спектр знаний, умений, навыков) нужен школьникам, чтобы действовать в обществе, а также являться основой для функций.

В настоящее время учеными проводится большая работа по дополнению и уточнению содержания обучения личностно - значимыми компонентами. Но, как показывает практика, все успехи в этом направлении в начальной школе связаны с личностью учителя и зависит от его таланта, знания, интуиции, внутренней профессиональной мотивации. Учитывая особенности младшего школьника (неустойчивость внимания, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности), учителя начальных классов используют на практике нетрадиционные формы организации обучения: урок - «КВН», урок - «встреча», урок - «эврика».

Нам кажется уместным, провести пример организации учебного процесса из опыта реализации личностно - ориентированного обучения в некоторых школах Санкт-Петербурга. В городе получили распространение педагогические мастерские.

Педагогические мастерские - это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное в технологии мастерских - не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы. Принцип мастерской: «Все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на котором находится каждый».

Мастерская является средством для реализации образовательной и воспитательной функции обучения. Ученики на этом уроке испытывают эмоциональный подъем в творческих ситуациях, чувство новизны и необычности, раскованность мыслей. У них развиваются такие важные качества: когнитивные: умение видеть, любознательность, умение задавать вопросы; оргдеятельные: получать и осознавать свои результаты, сравнивать их с аналогичными результатами одноклассников, коммуникативность.

При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса:

«индукция» («наведение») - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств ребенка, создание личного отношения к предмету обсуждения (в качестве индуктора могут выступать: слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д.);

«самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, рисунка;

«социоконструкция» - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе обсуждается всеми;

«афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и мастера в аудитории и ознакомление с ними;

«разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, пододвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сравнению своего знания с научным;

«рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникающих у учеников в ходе мастерской.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур
Поощрение и наказание как методы стимулирования Педагогическая оценка как стимул Эффективность педагогической оценки Поощрение и наказание как методы стимулирования Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании детей, мы ни рассматривали, все они в конечном счете сводятся к сист ...

Виды упражнений на уроках русского языка при обучении связной речи в 6 -7 классах общеобразовательной школы
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материа ...

Двигательное обучение и тренировка
Очень близка к упражнениям тренировка, которую часто рассматривают как особую форму упражнений. В настоящее время под тренировкой принято понимать такие особенно интенсивные и планомерно ведущиеся упражнения, которые целиком и полностью служат достижению чисто спортивных целей, совершенствованию те ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru