Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду

Педагогическая информация » Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

В работах Г.А.Волковой, И.С. Лопухиной, Н.В. Микляевой, Е.А.Медведевой, Г.Р. Шашкиной и другими доказана значимость музыкальных и логоритмических занятий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

В настоящее время в специальных дошкольных группах для детей с нарушениями речи коррекционно-развивающая работа по развитию музыкально-ритмических способностей, коррекции и формированию речи осуществляется в разных организационных формах – на логопедических, логоритмических и музыкальных занятиях. Вместе с тем четко не определены содержание и методические приемы коррекции речи у детей, базирующиеся на универсальном характере проявлении чувства ритма, использовании интермодальных связей при взаимодействии музыки, движения и речи с учетом особенностей данной категории воспитанников.

В связи с этим актуальной и важной является проблема изучения приемов коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях.

Объект исследования: процесс развития речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Предмет исследования: приемы коррекционно-педагогического воздействия, направленные на развитие речи дошкольников с речевыми нарушениями на музыкальных занятиях.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать содержание и приемы коррекции речи у дошкольников на музыкальных занятиях.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1. Определить роль музыки в развитии ребенка.

2. Проанализировать особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи.

3. Охарактеризовать средства логопедической ритмики как основу коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях.

4. Выявить особенности музыкально-ритмического чувства, ритмической структуры речи у старших дошкольников.

5. Разработать и апробировать содержание и приемы коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие музыкально-ритмического чувства и ритмической структуры речи на музыкальных занятиях.

Гипотеза исследования: при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных и речевых процессов, можно добиться эффективной коррекции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

В исследовании использовался комплекс различных методов: анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, констатирующий и обучающий эксперименты.

Практическая значимость: содержание и методические приемы коррекционной работы по развитию речи дошкольников с речевым нарушениями, представленные в работе могут быть использованы в практике логопедов, педагогов-дефектологов и воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений.

Великая педагогика:

Методика определения физических качеств и навыков
1. Тесты для определения скоростных качеств Бег на 10 метров хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию). На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6-7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет- кегля, кубик), для того, чтобы ребе ...

Социальная работа как практическая реализация философии прав человека
Наряду с концепцией профессионализма, стержнем понятийной структуры социальной работы стала идея прав человека. Философия прав человека стала двигателем и обоснованием (особенно в ХХ вв.) многих политических и социальных реформ. Понятие «права человека» относительно молодое, оно возникает в Западно ...

Анализ сущности понятия «метод проектов»
Слово «метод» имеет греческое происхождение. В переводе оно означает путь к чему-либо. С точки зрения дидактики, метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания. Слово «проект» име ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru