Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду

Педагогическая информация » Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

В работах Г.А.Волковой, И.С. Лопухиной, Н.В. Микляевой, Е.А.Медведевой, Г.Р. Шашкиной и другими доказана значимость музыкальных и логоритмических занятий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

В настоящее время в специальных дошкольных группах для детей с нарушениями речи коррекционно-развивающая работа по развитию музыкально-ритмических способностей, коррекции и формированию речи осуществляется в разных организационных формах – на логопедических, логоритмических и музыкальных занятиях. Вместе с тем четко не определены содержание и методические приемы коррекции речи у детей, базирующиеся на универсальном характере проявлении чувства ритма, использовании интермодальных связей при взаимодействии музыки, движения и речи с учетом особенностей данной категории воспитанников.

В связи с этим актуальной и важной является проблема изучения приемов коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях.

Объект исследования: процесс развития речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Предмет исследования: приемы коррекционно-педагогического воздействия, направленные на развитие речи дошкольников с речевыми нарушениями на музыкальных занятиях.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать содержание и приемы коррекции речи у дошкольников на музыкальных занятиях.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1. Определить роль музыки в развитии ребенка.

2. Проанализировать особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи.

3. Охарактеризовать средства логопедической ритмики как основу коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях.

4. Выявить особенности музыкально-ритмического чувства, ритмической структуры речи у старших дошкольников.

5. Разработать и апробировать содержание и приемы коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие музыкально-ритмического чувства и ритмической структуры речи на музыкальных занятиях.

Гипотеза исследования: при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных и речевых процессов, можно добиться эффективной коррекции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

В исследовании использовался комплекс различных методов: анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, констатирующий и обучающий эксперименты.

Практическая значимость: содержание и методические приемы коррекционной работы по развитию речи дошкольников с речевым нарушениями, представленные в работе могут быть использованы в практике логопедов, педагогов-дефектологов и воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений.

Великая педагогика:

Роль музыки в развитии ребенка
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности. Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого ...

Понятие: профессиональное самоопределение старшеклассников
Профессиональное самоопределение в отечественной науке понимается и как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс формирования ...

Организация содержания игр и упражнений для развития сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормаль ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru