Методика организации и проведения коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях

Педагогическая информация » Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду » Методика организации и проведения коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях

Страница 1

Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад» г.Ивье. В эксперименте приняло участие 10 детей 4-5 лет с общим речевым недоразвитием (III уровень), посещающих логопедическую группу.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя несколько этапов: констатирующий, собственно-экспериментальный (формирующий) и контрольный, на котором была проведена повторная диагностика и анализ результатов. {LINKS}

Для решения поставленных задач нами были подобраны диагностические методики, описанные в работах Г.А. Волковой.

Исследование включало изучение состояния ритмической структуры речи, основных качеств голоса и слухового восприятия у дошкольников с ОНР:

1. Исследования тембра голоса и умения изменять его по высоте.

«Теремок».

Цель: определить возможности изменения тембра голоса и его высоты.

Оборудование: аудиозапись сказки, картинки с изображением животных.

Организация исследования: детям предлагалось прослушать сказку и рассказать ее пересказывая в голосе особенности голосов животных.

Критерии оценки:

1 балл (уровень - низкий) – неспособность изменять голос, способность говорить только низким или только высоким голосом.

2 балла (уровень - средний) - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.

3 балла (уровень - высокий) – способность изменить голос от самого низкого до самого высокого.

2. Исследование слухового восприятия. Уровень слухового восприятия определялся через отстукивание или прохлопывание ребенком разных ритмических рисунков вслед за логопедом.

Критерии оценки:

3 балла (уровень - высокий) - задание выполняется правильно.

2 балла (уровень - средний) - задание выполняется с ошибками, для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.

1 балл (уровень - низкий) - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

3. Ритмическая структура речи. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями логопеда.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за логопедом отдельно каждое предложение».

Ты куда идёшь, медведь?

В город ёлку поглядеть!

Да на что тебе она?

Новый год встречать пора.

Где поставишь ты её?

В лес возьму, в своё жильё.

Критерии оценок:

3 балла (уровень - высокий) - задание выполняется правильно.

2 балла (уровень - средний) - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы либо с помощью взрослого.

1 балл (уровень - низкий) - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

На втором этапе экспериментальной работы нами была выстроена и апробирована программа по применению логоритмических приемов по развитию речи дошкольников на музыкальных занятиях (Таблица 2.1.).

Таблица 2.1 - Характеристика использованных в исследовании приемов логоритмики

Упражнения

Деятельность

Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Ходьба включалась в каждое занятие. Она является достаточно сложным видом движения по координации. У детей с нарушением речи часто наблюдаются нарушение координации во время ходьбы. Ходьба включалась в вводные упражнения для закрепления навыков ходьбы по кругу, парами, группой, ходьба по дорожке между двумя канатами; ходьба по канату боком; ходьба "Змейкой". Все виды ходьбы сопровождались музыкой.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции (Приложение А).

Помогают активизировать речевой аппарат, развивают лицевые мышцы, расширяют певческий диапазон.

Упражнения, активизирующие мышечный тонус (Приложение Б).

В содержание этого раздела входит усвоение понятий “сильно - слабо”, как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения и соответствует терминам “громко - тихо”.

Упражнения на воспитание метрического акцента (Приложение В).

При выполнении заданий на метрический акцент требуется точное совпадение движения с акцентом, чередующимся через точные промежутки времени.

Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа (Приложение Г).

Сначала темп усваивается в простых движениях: хлопках, ударах в барабан, взмах руками и др., затем добавляются движения ногами на месте, в ходьбе и беге.

Ритмические упражнения (Приложение Д).

Чувство развитого ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Детям для воспроизведения предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причём не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке.

Коммуникативные игры и танцы (Приложение Е)

Многие дети стеснительны, зажаты, необщительны. Такие упражнения способствуют раскрепощению, учат общаться в паре и в коллективе.

Игры и упражнения с использованием шумовых инструментов и “звучащих жестов”. Музицирование.

Игра на ритмических и музыкальных инструментах не является обособленной частью музыкальной деятельности детей. Она присутствует в вокальной, двигательной, речевой форме и позволяет активно включать детей в эту деятельность. С помощью систематических ритмических упражнений отмечается процесс нормализации нарушенного биологического ритма детей.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru