Методика организации и проведения коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях

Педагогическая информация » Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду » Методика организации и проведения коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях

Страница 1

Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад» г.Ивье. В эксперименте приняло участие 10 детей 4-5 лет с общим речевым недоразвитием (III уровень), посещающих логопедическую группу.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя несколько этапов: констатирующий, собственно-экспериментальный (формирующий) и контрольный, на котором была проведена повторная диагностика и анализ результатов.

Для решения поставленных задач нами были подобраны диагностические методики, описанные в работах Г.А. Волковой.

Исследование включало изучение состояния ритмической структуры речи, основных качеств голоса и слухового восприятия у дошкольников с ОНР:

1. Исследования тембра голоса и умения изменять его по высоте.

«Теремок».

Цель: определить возможности изменения тембра голоса и его высоты.

Оборудование: аудиозапись сказки, картинки с изображением животных.

Организация исследования: детям предлагалось прослушать сказку и рассказать ее пересказывая в голосе особенности голосов животных.

Критерии оценки:

1 балл (уровень - низкий) – неспособность изменять голос, способность говорить только низким или только высоким голосом.

2 балла (уровень - средний) - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.

3 балла (уровень - высокий) – способность изменить голос от самого низкого до самого высокого.

2. Исследование слухового восприятия. Уровень слухового восприятия определялся через отстукивание или прохлопывание ребенком разных ритмических рисунков вслед за логопедом.

Критерии оценки:

3 балла (уровень - высокий) - задание выполняется правильно.

2 балла (уровень - средний) - задание выполняется с ошибками, для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.

1 балл (уровень - низкий) - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

3. Ритмическая структура речи. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями логопеда.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за логопедом отдельно каждое предложение».

Ты куда идёшь, медведь?

В город ёлку поглядеть!

Да на что тебе она?

Новый год встречать пора.

Где поставишь ты её?

В лес возьму, в своё жильё.

Критерии оценок:

3 балла (уровень - высокий) - задание выполняется правильно.

2 балла (уровень - средний) - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы либо с помощью взрослого.

1 балл (уровень - низкий) - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

На втором этапе экспериментальной работы нами была выстроена и апробирована программа по применению логоритмических приемов по развитию речи дошкольников на музыкальных занятиях (Таблица 2.1.).

Таблица 2.1 - Характеристика использованных в исследовании приемов логоритмики

Упражнения

Деятельность

Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Ходьба включалась в каждое занятие. Она является достаточно сложным видом движения по координации. У детей с нарушением речи часто наблюдаются нарушение координации во время ходьбы. Ходьба включалась в вводные упражнения для закрепления навыков ходьбы по кругу, парами, группой, ходьба по дорожке между двумя канатами; ходьба по канату боком; ходьба "Змейкой". Все виды ходьбы сопровождались музыкой.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции (Приложение А).

Помогают активизировать речевой аппарат, развивают лицевые мышцы, расширяют певческий диапазон.

Упражнения, активизирующие мышечный тонус (Приложение Б).

В содержание этого раздела входит усвоение понятий “сильно - слабо”, как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения и соответствует терминам “громко - тихо”.

Упражнения на воспитание метрического акцента (Приложение В).

При выполнении заданий на метрический акцент требуется точное совпадение движения с акцентом, чередующимся через точные промежутки времени.

Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа (Приложение Г).

Сначала темп усваивается в простых движениях: хлопках, ударах в барабан, взмах руками и др., затем добавляются движения ногами на месте, в ходьбе и беге.

Ритмические упражнения (Приложение Д).

Чувство развитого ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Детям для воспроизведения предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причём не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке.

Коммуникативные игры и танцы (Приложение Е)

Многие дети стеснительны, зажаты, необщительны. Такие упражнения способствуют раскрепощению, учат общаться в паре и в коллективе.

Игры и упражнения с использованием шумовых инструментов и “звучащих жестов”. Музицирование.

Игра на ритмических и музыкальных инструментах не является обособленной частью музыкальной деятельности детей. Она присутствует в вокальной, двигательной, речевой форме и позволяет активно включать детей в эту деятельность. С помощью систематических ритмических упражнений отмечается процесс нормализации нарушенного биологического ритма детей.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе поэтапного формирования коммуникативных умений у детей
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что формы совместной взросло - детской (партнерской) деятельности дошкольников недостаточно разработаны в плане наполнения их коммуникативным содержанием, в практике работы дошкольных учреждений используются как формы обучения и организуются ан ...

Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к ...

Технология концентрированного обучения
Данная технология представляет собой интерпретацию широко известного активного метода погружения. Погружение — метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Этот метод с той или иной глубиной использовался В. Ф. Шаталовым, Ш. А. Амонашвили, А. Тубельским и др. В 1995 году Г. Ибрагимов ус ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru