Средства обучения математике

Страница 1

В дидактике термин "средства обучения" не имеет достаточно четкого определения и подчас трактуется весьма расширительно, благодаря семантике слова "средство" в русском языке. В результате к средствам обучения иногда относят даже содержание образования (И.Я. Лернер), которое "для обучающегося является средством". К средствам обучения в ряде случаев наряду с учебно-наглядными пособиями, приборами, механизмами, инструментами, пр. относят слово учителя, тексты, упражнения (Р.К. Миньяр-Белоручев. М.В. Ляховицкий, предлагая классификацию средств обучения по иностранным языкам, называл их вспомогательными средствами и относил к ним традиционные (нетехнические) и технические средства обучения. Н.М. Шахмаев к средствам обучения относил материальные объекты педагогического труда (часть учебно-материальной базы), носители учебной информации, предназначенные для использования в учебно-воспитательном процессе. Думается данное определение ближе всего отражает суть понятия "средства обучения" в такой области знания, как дидактика. {LINKS}

Позднее данное определение было уточнено. Средствами обучения стали называть “материальные объекты, носителя учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности”.

К техническим средствам обучения следует отнести средства обучения, требующие для проявления заложенной в них информации применения специальной аппаратуры.

Рассмотрим основные средства обучения математике.

1) Учебники, рабочие тетради и дидактические материалы.

Данные средства обучения является основным и традиционными для любых школьных предметов и для любого возраста обучения. Отметим, что все учебники прошли длительный путь апробации и экспериментальной проверки. Учебный материал излагается в учебниках в соответствии с требованиями. Соблюдается и соответствие нормативным документам, и

научность, и доступность, и реализация дифференциации и т.д. Однако, современные учебники (и в частности по математике) часто критикуют за то, что в них не так много иллюстраций, мало исторического материала, мало задач повышенной сложности. Для преодоления этих недостатков в учебном процессе используются дополнительные дидактические материалы.

К учебникам могут прилагаться рабочие тетради и различные дидактические материалы (сборники дополнительных задач, контрольных работ, самостоятельных работ и т.д.) Эти пособия расширяют содержание изучаемого курса и реализуют свои конкретные задачи, например, в проведение индивидуальной работы на уроках, в проведении самостоятельных и контрольных работ, в изучение содержания, расширяющего курс и т.д. Отметим, что таких пособий к некоторым учебникам разработано много, и часто на практике учителю трудно ориентироваться в разумном использовании их на уроках.

2) Настенные таблицы и плакаты по математике используются для решения различных дидактических задач, но основная их особенность - наглядность и возможность размещения этого материала на стендах класса на длительное время. Многократное их использование обеспечивает более глубокое запоминание содержащегося в них материала, с одной стороны, и дает возможность быстро получить необходимую справку - с другой.

В настоящее время многие учителя заменяют данное средство обучения компьютерными презентациями, однако необходимо помнить, что плакаты могут висеть на стене постоянно, а компьютер включен лишь на уроке, поэтому в ряде случаев плакаты могут быть эффективнее компьютерных презентаций.

3) Плоские и объемные модели хорошо известны каждому преподавателю математики. Данные модели применяются во всех классах. Эффективность применения моделей становится особенно ясной, если вспомнить такие образцы, как параллелограмм и ромб, равносоставленные фигуры, треугольник, основание которого сохраняется постоянным, а вершина перемещается параллельно основанию (стороны его образуются резиновой нитью или шнуром) - в планиметрии, динамические модели тел вращения, модели многогранников, различные стереометрические наборы, прозрачные и полупрозрачные модели сечений, вписанных и описанных тел и т. д.- в стереометрии, модель термометра - для демонстрации свойств целых чисел и т. д.

4) Раздаточные материалы.

Данные материалы эффективны при проведении контрольных работ.

В зависимости от изучаемой темы и цели контрольной работы ученикам могут быть выданы карточки с заданиями либо одного уровня сложности, либо может применяться дифференцированный подход, при котором разные ученики получают задания разного уровня сложности.

Кроме контрольных работ учащимся могут быть даны и домашние задания различной сложности.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Понятие здорового образа жизни и его составляющие
Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового обра ...

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материальная база Центр развития творчества детей и юношества г. Киселевска располагает: · Учебными помещениями: 5; · Швейной мастерской, оснащенной универсальными (стачивающая) и специальными (петельная, обметочная, зигзаг) машинами, манекенами, оборудованием для влажно-тепловых работ; · Двумя хор ...

Понятие фразеологизма и его основные признаки
Фразеология (от греч. рhrasis, ‘выражение’ и logos ‘учение’) — фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составля ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru