Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи

Педагогическая информация » Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду » Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи

Страница 1

У дошкольников с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Дети с речевыми нарушениями медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с нарушениями речи наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с нарушениями речи до поступления в логопедическое дошкольное учреждение.

Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с нарушениями речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в дошкольном учреждении, дети с нарушениями речи начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с нарушениями речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с нарушениями речи, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника.

Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с нарушениями речи является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем привлекают детей к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах дети с нарушениями речи совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с нарушениями речи проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуара музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.

Большое место на музыкальных занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений.

Следует согласиться с мнением Е.А.Медведевой в том, что важнейшими элементами музыкально-ритмических занятий являются сигналы: слово, музыка, жест. Музыка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение. Музыкальные темпы (умеренный, быстрый, замедленный, ускоренный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять свои движения музыке. Умение воспринимать характер и динамику музыки, различать составные части музыкального произведения и выражать их соответствующими движениями осознанно и выразительно дает возможность удерживать в памяти последовательность серии движений, передавать движением характер музыкального произведения (медленного, веселого, легкого, спокойного, отрывистого, плавного), воспринимать и отражать в движении акцентированный звук.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Определение площади и кубатуры кабинета, измерение температуры воздуха в кабинете
При помощи рулетки была измерена длина, ширина, высота учебного класса, определена его площадь, кубатура. Рассчитана площадь, которая приходится на одного учащегося (на количество посадочных мест). Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихс ...

Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу
Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.И. Бажович, Д.Н. Богоявленский и др. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слово, учитывают только его л ...

Распад СССР и его последствия для образования
На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории России, страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не тол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru