Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи

Педагогическая информация » Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду » Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи

Страница 1

У дошкольников с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Дети с речевыми нарушениями медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с нарушениями речи наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с нарушениями речи до поступления в логопедическое дошкольное учреждение.

Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с нарушениями речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в дошкольном учреждении, дети с нарушениями речи начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с нарушениями речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с нарушениями речи, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника.

Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с нарушениями речи является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем привлекают детей к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах дети с нарушениями речи совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с нарушениями речи проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуара музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.

Большое место на музыкальных занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений.

Следует согласиться с мнением Е.А.Медведевой в том, что важнейшими элементами музыкально-ритмических занятий являются сигналы: слово, музыка, жест. Музыка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение. Музыкальные темпы (умеренный, быстрый, замедленный, ускоренный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять свои движения музыке. Умение воспринимать характер и динамику музыки, различать составные части музыкального произведения и выражать их соответствующими движениями осознанно и выразительно дает возможность удерживать в памяти последовательность серии движений, передавать движением характер музыкального произведения (медленного, веселого, легкого, спокойного, отрывистого, плавного), воспринимать и отражать в движении акцентированный звук.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Понятие морфем
Морфема – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова. Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материаль ...

Современные педагогические технологии и проектная методика обучения иностранным языкам
В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий, которые включают следующие положения: ориентационные изменения в школьной системе образования; дидактическая структура проектного обучения как новой ...

Исследование особенностей нарушения письма у детей младшего школьного возраста Третьяковской общеобразовательной средней школы
Младшие школьники с нарушением письма принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. При отсутствии специально организованной коррекционной работы не только создаются затруднения в процессе обучения, но и зачастую младшие школьники оказываются в ч ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru