Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи

Педагогическая информация » Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду » Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи

Страница 2

Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительностью выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы детей помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у детей с нарушениями речи в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, правильная осанка, зрительная ориентировка на собеседника, смелость, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т.п. {LINKS}

В процессе специально организованных музыкальных занятий значительное место отводится работе по развитию у детей с нарушениями речи звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха. Детей учат различать звучание различных музыкальных инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр.), учат отличать голоса мужские и женские голоса, голоса детей, различных животных и обучая прислушиваться к музыкальным композициям от детей на музыкальных занятиях добиваются способности воспринимать и различать некоторые доступные для дошкольного возраста качества звучания: громкость, длительность. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственные-временные качества звуков: темп и ритм.

Важной задачей на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении является развитие у детей с нарушениями речи способности к пению. Как известно, голос у детей с нарушениями речи имеют недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается носовой оттенок голоса, монотонность, интонационная бедность. Имеются и недостатки развития дыхательной системы. Дыхание у детей с нарушениями речи поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в общеречевом развитии дошкольников.

В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных навыков у дошкольников с нарушениями речи значительно развивается фонематический слух, появляется возможность правильного голосоведения, интонационного пения, а также выразительность их устной самостоятельной речи. Существенно улучшается и состояние артикуляционной моторики: этому способствуют специальные подобранные артикуляционные упражнения, ритмические музыкальные распевки с различными звуками, слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью отдельных фраз.

Еще одной важной задачей, имеющей коррекционно-развивающее значение, является развитие музыкально-ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей с нарушениями речи, что также активно влияет на развитие речевых процессов.

К концу дошкольного периода в результате совместной работы логопеда и музыкального педагога дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной У дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма .

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru