Вопросы классификации видов чтения

Страница 2

Развивая вопрос классификации видов чтения, Г. Вестхов и О.Н. Иванова связывают различие между интенсивным (с глубоким проникновением в содержание) и экстенсивными (беглым, поверхностным) видами чтения со скоростью чтения, объёмом и важностью текстов. {LINKS}

В этом отношении интересна позиция, Н.Д. Гальсковой, обращающей внимание на то, что чтение вслух и про себя относят то к видам, то к двум сторонам одного и того же вида чтения . На наш взгляд, в данном вопросе уместно говорить о двух аспектах одного, и того же вида чтения.

Н.Д. Гальскова, предлагает обратить внимание на классификацию С.К. Фоломкиной в соответствии с практическими потребностями читающих: просмотр рассказа, статьи или книги, ознакомление и содержанием, занятие поиском нужной информации, детальное изучение языка и содержания. Каждый вид чтения связан, следовательно, с решением определенных коммуникативных задач .

Так, например, как отмечает исследователь Н.Ф. Коряковцева, в процессе смыслового восприятия текста для более точного воприятия контекста важно соотнести языковые средства, коммуникативные намерения автора и общий социально-культурный контекст .

Как пишет О.В. Аликина, в настоящее время, в методике обучения чтению в школе приняты три вида чтения: ознакомительное, поисковое и изучающее. В «Настольной книге преподавателя иностранного языка», рассматриваются четыре вида обучения чтению, при этом отмечено, что «зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста». При этом, Н.Д. Гальскова отмечает, что просмотровое чтение связано с получением самых общих представлений о содержании текста, не входит в целевое содержание школьных программ. Мы придерживаемся мнения Н.Д. Гальсковой, в том, что просмотр во многом дублирует процесс ознакомления.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Как сообщают исследователи Е.А. Маслыко и А.Ф. Будько, его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Как пишет, И.И. Михалевская, темп просмотрового чтения составляет около 500 слов в минуту.

Как определяет, «Настольная книга преподавателя иностранного языка», ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Мотивация изучения алгоритмов
Понятие «алгоритм» является основным, неопределяемым. Сущность его на содержательно-интуитивном уровне может быть описана следующим образом: алгоритм – понятное предписание, указывающее, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить с данными, чтобы решить задачу данного типа. Дл ...

Роль музыки в развитии ребенка
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности. Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого ...

Изучение сформированности творческой активности у учащихся подросткового возраста
Экспериментальное исследование проводилось на бае Апастовской средней школы. В исследовательской работе приняли участие 49 учащихся 6-7 классов. Исследование проводилось в течение 2007-2009 учебного года в естественных условиях, в 4 этапа: На первом этапе (декабрь 2007г. - февраль 2008 г.) исследов ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru