Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе поэтапного формирования коммуникативных умений у детей

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе поэтапного формирования коммуникативных умений у детей

Страница 1

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что формы совместной взросло - детской (партнерской) деятельности дошкольников недостаточно разработаны в плане наполнения их коммуникативным содержанием, в практике работы дошкольных учреждений используются как формы обучения и организуются аналогично школьным. {LINKS}

В педагогическом процессе детского сада эти формы деятельности в настоящее время получили широкое распространение и представлены следующим образом (схема 1):

Схема 1

Особый интерес для нас представляет программа практического курса обучения детей основам коммуникации «Азбука общения» (авторы Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова). Данный курс рассчитан на детей 3 - 6 лет и ставит своей целью формирование социальных контактов и развитие способностей к совместным действиям в быту и игровой деятельности. Авторы курса видят следующие задачи, решение которых необходимо в дошкольном возрасте: обучение пониманию себя и умению «быть в мире с собой», воспитание интереса к окружающим людям, развитие навыков общения с людьми в различных ситуациях, формирование умений использовать речевые и выразительные (мимика, жесты, пантомимика) средства общения, развитие адекватной оценочной деятельности и самоконтроля. Наиболее удачным в данном курсе нам представляется знакомство детей с разнообразными языками (язык природы, язык общения), с культурой общения, спецификой общения между мальчиками и девочками, со сверстниками и взрослыми людьми. Авторами предлагаются разнообразные методы работы с дошкольниками (психоразвивающие игры, наблюдение, прогулки, экскурсии, моделирование, мини-конкурсы, игры-соревнования), подобран ряд художественных произведений для анализа коммуникативного поведения литературных героев, предложена интересная тематика занятий («У природы нет плохой погоды», «Мой ласковый и нежный зверь», «Как я помню то, что помню», «Секрет волшебных слов», «Напиши мне письмо»).

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что авторы, на наш взгляд, сосредоточили внимание на содержательной стороне и средствах общения. В практическом курсе трудно выделить этапность в формировании коммуникативных умений. За пределами авторского внимания остались умения по организации коммуникативной деятельности.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и практики показал, что несмотря на достаточно широкое распространение как специально сосредоточенных на вопросах общения («Азбука общения», «Азбука вежливости»), так и непосредственно не связанных с ними (кружки изобразительного творчества, музыкальные студии, спортивные секции и т.п.) видов кружковых и факультативных объединений, исследуемые нами проблемы в них решаются неполно, что ставит нас перед необходимостью их коммуникативного обогащения и использования в реализации поэтапного формирования коммуникативных умений.

Другой формой организации деятельности дошкольника, обладающей большими потенциальными возможностями для формирования коммуникативных умений являются совместные игры - творческие, подвижные, дидактические, развивающие игры со взрослыми.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Различное понимание качества образования
При использовании в образовательном контексте понятие "качество" приобретает существенно иной смысл. Абсолютное понятие "высокого качества" не имеет ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем не менее, в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникае ...

Совершенствование навыков вербального общения
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед боль ...

Анализ УМК по французскому языку для старшего этапа обучения
В настоящее время на старшем этапе обучения используются УМК «L’oiseau bleu» (авторы Н.А. Селиванова, А.Ю.Шашурина) для 9 класса и УМК "Objectif" (авторы Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачева, М.Р. Лисенко) для 10-11 классов. Мы провели анализ данных учебников, с целью рассмотреть представленны ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru