Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе поэтапного формирования коммуникативных умений у детей

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе поэтапного формирования коммуникативных умений у детей

Страница 1

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что формы совместной взросло - детской (партнерской) деятельности дошкольников недостаточно разработаны в плане наполнения их коммуникативным содержанием, в практике работы дошкольных учреждений используются как формы обучения и организуются аналогично школьным. {LINKS}

В педагогическом процессе детского сада эти формы деятельности в настоящее время получили широкое распространение и представлены следующим образом (схема 1):

Схема 1

Особый интерес для нас представляет программа практического курса обучения детей основам коммуникации «Азбука общения» (авторы Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова). Данный курс рассчитан на детей 3 - 6 лет и ставит своей целью формирование социальных контактов и развитие способностей к совместным действиям в быту и игровой деятельности. Авторы курса видят следующие задачи, решение которых необходимо в дошкольном возрасте: обучение пониманию себя и умению «быть в мире с собой», воспитание интереса к окружающим людям, развитие навыков общения с людьми в различных ситуациях, формирование умений использовать речевые и выразительные (мимика, жесты, пантомимика) средства общения, развитие адекватной оценочной деятельности и самоконтроля. Наиболее удачным в данном курсе нам представляется знакомство детей с разнообразными языками (язык природы, язык общения), с культурой общения, спецификой общения между мальчиками и девочками, со сверстниками и взрослыми людьми. Авторами предлагаются разнообразные методы работы с дошкольниками (психоразвивающие игры, наблюдение, прогулки, экскурсии, моделирование, мини-конкурсы, игры-соревнования), подобран ряд художественных произведений для анализа коммуникативного поведения литературных героев, предложена интересная тематика занятий («У природы нет плохой погоды», «Мой ласковый и нежный зверь», «Как я помню то, что помню», «Секрет волшебных слов», «Напиши мне письмо»).

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что авторы, на наш взгляд, сосредоточили внимание на содержательной стороне и средствах общения. В практическом курсе трудно выделить этапность в формировании коммуникативных умений. За пределами авторского внимания остались умения по организации коммуникативной деятельности.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и практики показал, что несмотря на достаточно широкое распространение как специально сосредоточенных на вопросах общения («Азбука общения», «Азбука вежливости»), так и непосредственно не связанных с ними (кружки изобразительного творчества, музыкальные студии, спортивные секции и т.п.) видов кружковых и факультативных объединений, исследуемые нами проблемы в них решаются неполно, что ставит нас перед необходимостью их коммуникативного обогащения и использования в реализации поэтапного формирования коммуникативных умений.

Другой формой организации деятельности дошкольника, обладающей большими потенциальными возможностями для формирования коммуникативных умений являются совместные игры - творческие, подвижные, дидактические, развивающие игры со взрослыми.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru