Психолого-педагогическая характеристика детей с 4-6 лет с общим недоразвитием речи

Педагогическая информация » Логопедическая работа с детьми старшей группы специального детского сада с общим нарушением речи » Психолого-педагогическая характеристика детей с 4-6 лет с общим недоразвитием речи

Страница 1

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушением речи было сформулировано проф. Р.Е. Левиной в работе "Нарушение письма у детей с недоразвитием речи" в 1961 году. Всё многообразие речевого недоразвития речи было представлено в трёх уровнях: 1-й -отсутствие общеупотребительной речи; 2-й - начатки общеупотребительной речи; 3-й - развёрнутая речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Четвертый уровень общего недоразвития выделен Филичевой, он характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя.

При этом было отмечено, что выделенные уровни не выходят за рамки обычного пути речевого развития - от элементарных форм к более сложным. Специфичным для отклоняющегося развития является позднее начало этого пути. При описании характерных черт каждого из выделенных уровней учитывались следующие приложения:

- уровни речевого недоразвития не представляют собой застывших образований;

- в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующего уровней;

- в реальной практике редко встречаются чётко выраженные уровни, так как новые элементы постепенно вытесняют предшествующие формы;

- у детей чаще встречаются переходные состояния, в которых сочетаются проявления продвинутого уровня и ещё не изжитые нарушения.

Таким образом, были определены тенденции развития речи, определяющие характерные черты каждого уровня, которые нашли широкое отражение в методиках.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развёрнутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. В соответствии с этим остаётся актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна.

1-й уровень речевого развития, характеризуется в литературе как "отсутствие общеупотребительной речи". Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название "безречевые дети", что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов ("тина", "сина" - "машина"). При их воспроизведении ребёнок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звуко-слоговую структуру слова.

Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребёнок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения - ударение, количество слогов, интонацию и т.д. ("тутя" - "рука"). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке ("киа" - "кофта", "свитер" и т.д.). Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними ( например, слово "бика", произносимое с разной интонацией, обозначает "машина", "едет", "бибикает"). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребёнок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических средств - жестов, мимики, интонации: вместо "дай куклу" ребёнок говорит "да" и сопровождает лепетное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо "не буду спать" произносит "ни тя", отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы. Проиллюстрируем это положение образцом описания игрушки (машины), составленного по наводящим вопросам логопеда: "Маня.Бика, Бика, Сены, Сены, Бика", ("Маленькая. Машина. Едет. Колесо чёрное. Бибикает").

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Определение площади и кубатуры кабинета, измерение температуры воздуха в кабинете
При помощи рулетки была измерена длина, ширина, высота учебного класса, определена его площадь, кубатура. Рассчитана площадь, которая приходится на одного учащегося (на количество посадочных мест). Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихс ...

Изучение уровня развития познавательного интереса у младших школьников к истории
Для изучения уровня развития познавательного интереса у младших школьников к истории были разработаны критерии и показатели низкого, среднего и высоко уровней (Таблица 2.1.). Таблица 2.1. Показатели и критерии уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к истории. Уровень По ...

Методологическое использование игры на уроках немецкого языка
Хорошо известно, как трудно вызвать и затем поддерживать интерес к изучению немецкого языка, которому в последние годы конкуренцию составляет английский язык, чья востребованность неоспорима. Учителю немецкого языка необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании, которые активизировали бы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru