Психолого-педагогическая характеристика детей с 4-6 лет с общим недоразвитием речи

Педагогическая информация » Логопедическая работа с детьми старшей группы специального детского сада с общим нарушением речи » Психолого-педагогическая характеристика детей с 4-6 лет с общим недоразвитием речи

Страница 2

Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов ("в", "на", "под", и др.), грамматических категорий единственного и множественного числа ("дай ложку", и "дай ложки"), мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на 1-ом уровне малопонятна для окружающих и имеет жёсткую ситуативную привязанность.

Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития.

2 уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искажённые фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.

Анализ детских высказываний и их сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящих из двух-трёх, редко четырёх слов. Лексический запас отстаёт от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, шея и т.д.), название животных и детёнышей (осёл, волк и т.д.), различных профессий (балерина, повар и т.д.), предметов мебели (табуретка, скамья) и т.д.

Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размера предметов и т.д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например суп льёт вместо наливает. Навыками словообразования они практически не владеют.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:

1 неправильное использование падежных форм (едет машину - вместо на машине);

2 ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода ( де патея - две портфеля, де туи - две стула);

3 отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительным (пат бека, пат матына - пять белок, пять машин)

Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже (нига идит той - книга лежит на столе), возможна и замена предлога(гиб лялет на дереве - гриб растёт на дереве). Союзы и частицы употребляются крайне редко. Фонетическая сторона речи отстаёт от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных: шипящих, свистящих, соноров, твёрдых и мягких звонких и глухих (пат книга-пять книг); грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава (сокращение количества слогов: памика-пирамида).

При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдается перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных (морашки-ромашки).

Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим - неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Более высокий, 3 уровень развития детей характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным, и ограничено знакомыми ситуациями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Программы и методики формирования речевых компетенций
Концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способам ...

Понятие "семья" в психолого-педагогической литературе
Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы отн ...

Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении
«Волшебный край!» - так когда-то называл театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников В.Г. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающего критика разделяют и взрослые ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru