Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе поэтапного формирования коммуникативных умений у детей

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе поэтапного формирования коммуникативных умений у детей

Страница 3

• умение прямо адресовать свое высказывание сверстнику, чтобы привлечь его внимание к игре, совместным действиям, использовать обращение типа «Посмотри сюда .» и т.п.;

• умение обратиться к ребенку по имени или по названию роли;

• умение высказать предложение в приветливой форме, вежливо ответить на просьбу товарища принять его в игру; {LINKS}

• способность доброжелательно выразить согласие с игровым замыслом, придуманным другим ребенком или же. в случае несогласия, деликатно отклонить нежелательное предложение партнера, вежливо принять отказ сверстника поиграть вместе, а также его возражения относительно замысла игры;

• умение выяснить удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового материала;

• умение обратиться к партнеру как равному, не подчеркивая своего превосходства;

• умение убедительно для сверстника обосновать свои предложения и поручения, объяснить целесообразность их принятия, выполнения.

Анализ данного исследования чрезвычайно важен, так как между ролевыми играми и играми с правилами существует много общего. Д.Б. Эльконин отмечает: «Полученные нами данные позволяют утверждать следующее: несмотря на внешнее различие игр с ролями и игр с правилами в пределах дошкольного возраста, между ними существует настолько большое единство, что можно говорить об единой линии развития игры, в ходе которого лишь к концу дошкольного возраста происходит выделение условных правил, никак не связанных с сюжетом».

Таким образом, мы можем констатировать, что к моменту, когда игры с правилами начинают занимать значительное место в жизни ребенка, он уже имеет некоторый запас коммуникативных умений, возникших по поводу организационно-деловой стороны игры с ролями. И общение в них станет регулятором «делового» сотрудничества детей, а обогащение игр с правилами коммуникативным содержанием будет способствовать формированию коммуникативных умений.

В педагогическом процессе, организуемом для детей старшего дошкольного возраста, основное место исследователи отводят дидактической игре. Она выступает как метод обучения, как средство закрепления и углубления знаний (Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.П. Усова, Е.И. Радина, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, Е.И. Коваленко), как средство воспитания (Р.И. Жуковская. П.Г. Саморукова, А.П. Усова, М.И. Богомолова и другие), как форма организации обучения и воспитания (В.Р. Беспалова, Л.И. Иняткина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова), как средство получения новых знаний (В.Р. Беспалова,З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкая, Д.И. Цицхвая).

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, писал, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. В этом смысле мы можем назвать дидактическую игру средством досуга ребенка.

Для нас важен тот факт, что отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Обогащение роли определенным коммуникативным содержанием будет способствовать овладению детьми способами общения и дальнейшему переносу этих способов в реальную жизнь. Как пишет А.И. Сорокина: «Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций».

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Социально-педагогическая поддержка и патронатное воспитание учащихся-сирот с целью развития социально-профессиональных навыков
Идею педагогической поддержки развивал Я.А. Коменский, утверждавший, что развитие ребенка происходит в соответствии с законами природы, устремлениями молодой души к познанию мира. Он обращал внимание на возможности ребенка, особенности и закономерности восприятия, недопустимости утомления и принужд ...

Классификация способностей
На исследования проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности были предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. ...

Жанры сюжетной живописи
Существует достаточно четкое разделение живописи по сюжетам и объектам изображений, причем внутри каждой группы выделяются еще несколько более конкретных жанров. Каждый из жанров может быть выполнен в той технике живописи, которая кажется художнику наиболее подходящей. Историческая живопись – это и ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru