Вопросы классификации видов чтения

Страница 1

Являясь одновременно и целью и средством обучения иностранному языку, чтение играет важную роль в образовательном процессе. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения этого предмета в школе. Как пишет Н.И. Гез, перед школой стоит задача обеспечить минимальный уровень коммуникативной компетенции. Таким образом, уровень развития чтения должен быть достаточным для функционирования чтения, как речевой деятельности.

В этом отношении, важным оказывается тезис Г.В. Роговой, о том, что «чтение, как вид речевой деятельности существует только тогда, когда оно сформировано, как речевое умение; в процессе чтения читающий оперирует связным текстом, решая на его основе смысловые задачи».

Варианты комплексов операций, обусловленных целью чтения, получили название видов чтения.

Как пишет Н.В. Барышников, всего насчитывается около 50 видов и подвидов чтения, различающихся по результату деятельности (характеру понимания), и соответственно, по процессам ее протекания.

Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез представили основные виды чтения, встречающиеся в отечественных и зарубежных работах, с помощью таблицы 1.

Таблица 1. Классификация видов чтения по 5-ти параметрам.

Параметры чтения

Вид чтения

По форме прочтения

Чтение про себя

Чтение вслух

По использованию логических операций

Аналитическое чтение

Синтетическое чтение

По глубине проникновения в содержание текста

Интенсивное чтение

Экстенсивное чтение

По целевым установкам

Изучающее чтение

Ознакомительное чтение

Просмотровое чтение

Поисковое чтение

По уровням понимания

Полное/детальное понимание

Общее/глобальное понимание

В системе классификаций видов чтения нередки разночтения. Так, П. Хэгболдт отмечает, что оппозиция аналитическое – синтетическое чтение – условна. Подобная позиция близка исследователям О.А. Розову и Е.И. Пассову, отмечающими, что эти термины создают ложную направленность в понимании характера самого процесса чтения, так как в чтении имеют место и аналитические и синтетические процессы, причем последние преобладают. Мы соглашаемся с утверждением О.А. Розова и Е.И. Пассова о том, что там, где доминирует анализ, прекращается чтение в его настоящем смысле. С другой стороны, Е.И. Пассов отмечает противоположную позицию С.В. Калининой, считающей аналитическое чтение средством понимания сложных текстов .

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Понятие способностей
Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям ...

Среднее образование
После получения начального образования учащиеся проходят национальное тестирование и в зависимости от его результатов продолжают обучение в средней школе по одному из трех направлений: - подготовительное среднее образование (MAVO) – 4 года; - общее среднее или предуниверситетское образование (HAVO) ...

Программа профилактики склонности к наркотикам старших подростков в общеобразовательной школе
Юдкиной А.А., методистом Городского центра образования и здоровья «Магистр» г. Новосибирска в своей работе отражены принципы, направления, формы профилактической деятельности аддиктивного поведения в образовательном учреждении. Рассмотрим данные принципы: Принцип научности. Является важнейшим, счит ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru