Вопросы классификации видов чтения

Страница 1

Являясь одновременно и целью и средством обучения иностранному языку, чтение играет важную роль в образовательном процессе. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения этого предмета в школе. Как пишет Н.И. Гез, перед школой стоит задача обеспечить минимальный уровень коммуникативной компетенции. Таким образом, уровень развития чтения должен быть достаточным для функционирования чтения, как речевой деятельности.

В этом отношении, важным оказывается тезис Г.В. Роговой, о том, что «чтение, как вид речевой деятельности существует только тогда, когда оно сформировано, как речевое умение; в процессе чтения читающий оперирует связным текстом, решая на его основе смысловые задачи».

Варианты комплексов операций, обусловленных целью чтения, получили название видов чтения.

Как пишет Н.В. Барышников, всего насчитывается около 50 видов и подвидов чтения, различающихся по результату деятельности (характеру понимания), и соответственно, по процессам ее протекания.

Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез представили основные виды чтения, встречающиеся в отечественных и зарубежных работах, с помощью таблицы 1.

Таблица 1. Классификация видов чтения по 5-ти параметрам.

Параметры чтения

Вид чтения

По форме прочтения

Чтение про себя

Чтение вслух

По использованию логических операций

Аналитическое чтение

Синтетическое чтение

По глубине проникновения в содержание текста

Интенсивное чтение

Экстенсивное чтение

По целевым установкам

Изучающее чтение

Ознакомительное чтение

Просмотровое чтение

Поисковое чтение

По уровням понимания

Полное/детальное понимание

Общее/глобальное понимание

В системе классификаций видов чтения нередки разночтения. Так, П. Хэгболдт отмечает, что оппозиция аналитическое – синтетическое чтение – условна. Подобная позиция близка исследователям О.А. Розову и Е.И. Пассову, отмечающими, что эти термины создают ложную направленность в понимании характера самого процесса чтения, так как в чтении имеют место и аналитические и синтетические процессы, причем последние преобладают. Мы соглашаемся с утверждением О.А. Розова и Е.И. Пассова о том, что там, где доминирует анализ, прекращается чтение в его настоящем смысле. С другой стороны, Е.И. Пассов отмечает противоположную позицию С.В. Калининой, считающей аналитическое чтение средством понимания сложных текстов .

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований
Изучение любой проблемы связано с уточнением предмета исследования, выявлением его сущностных характеристик. В данном параграфе мы выясним, что представляет собой творческая активность учащегося, каковы её специфические особенности. Исследование творческой активности учащихся – проблема сложная и п ...

Зарубежный опыт социальной работы
В результате теоретических изысканий, которые начались в конце Х1Х вв. выработались три подхода в решении социальных проблем: 1.Революционно-преобразовательный. Суть – решить социальные проблемы можно только революционным путем. Данный подход нашел свое воплощении в СССР, странах латинской Америки, ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с 4-6 лет с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонени ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru