Духовно-нравственные качества социального работника

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Духовно-нравственные качества социального работника

Страница 2

«Я-концепция», «Я-образ»-- предполагающие положительное самоотношение, высокую положительную самооценку, высокую степень приятия себя, а также позитивное ожидаемое отношение со стороны партнера по межличностному взаимодействию.

Степень адаптированности (т.е. степень овладения социальными и межличностными отношениями). Уровень степени адаптированности определяется особенностями «Я-образа» и самоотношения социального работника. Адаптированность проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности, образ жизни другого человека, умение контролировать свое поведение (эмоциональное состояние, речь и т.д.) в различных жизненных ситуациях, способность отстаивать свои убеждения, способность создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуация межличностного общения, способность не идти на поводу у партнера.

Способность формировать адекватную жизненную позицию в ситуациях межличностного взаимодействия. Данную личностную особенность социального работника во многом будут определять его положительное самоотношение, высокая степень адаптированности и ожидание положительного отношения со стороны другого. Вслед за Берном можно считать, что наиболее адекватной, продуктивной жизненной позицией субъекта деятельности в системе «человек-человек», а таковым и является социальный работник, будет позиция «Я в порядке – вы в порядке», соотносящаяся с уверенностью в себе, отзывчивостью на нужды клиента, стремление поддерживать позитивные отношения с окружающимися. Социальный работник с данной жизненной позицией будет вызывать доверие у других людей. Он спокоен, уверен в себе, легко адаптируется к изменению ситуации.

Другие жизненные позиции не являются адекватными для работы в парадигме «человек-человек». Так, позиция «Я в порядке – вы не в порядке» связана с преувеличением роли социального работника, склонностью приуменьшать роли клиента в решении его собственных проблем. Специалист по социальной работе, придерживающийся такой жизненной позиции стремится к доминированию, у него завышена самооценка , он может не объективно оценить свои знания и возможности по решению проблемы клиента. Позиция «Я не в порядке – вы в порядке» свидетельствует о наличии у специалиста по социальной работе таких личностных особенностей как неуверенность в себе, неспособность владеть инициативой, агрессивность поведения по отношению к клиенту, склонность не доводить дело до конца. Позиция «Я не в порядке – вы не в порядке» свидетельствует о полной профессиональной непригодности социального работника, так как он неспособен проявлять инициативу, настойчивость, легко поддается смене настроений, неустойчив к стрессогенным факторам, не уважает ни себя, ни других.

Особую роль в личностной характеристике социального работника играют особенности эмоциональной сферы. К эмоциональным особенностям, определяющим профессиональную пригодность социального работника относятся: а) легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота, (т.е. такая базовая характеристика личности как экстравертированность, т.е. направленность психических действий вовне, на окружающий мир и других людей); в) эмоциональная устойчивость, стабильность, являющиеся основой психической саморегуляции и залогом устойчивости к стрессогенным фактором; в) оптимальный уровень тревожности, отсутствие тревожности как личностной черты; д) неагрессивнное, необвинительное поведение в конфликтных ситуация; г) преобладание положительных эмоций, ощущение эмоционального комфорта, в том числе в ситуациях коммуникации, межличностного и социального взаимодействия.; к) эмпатийность - способность и готовность к эмоциональному проникновению в мир другого, к сопереживанию, оказанию эмоциональной помощи и поддержки.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка через проектно-исследовательскую деятельность
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все бол ...

Особенности работы по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР
Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как "Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни", Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Подготовка к школ ...

Правила игры и основные формы проведения занятий
Сущность игры в волейбол заключается в том, что она проводится между двумя командами по 6 человек каждая, на площадке прямоугольной формы длиной 18 и шириной 9 м, разделенной сеткой на две половины. Игроки одной команды, передавая руками друг другу мяч, стремятся третьим касанием (ударом или переда ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru