Духовно-нравственные качества социального работника

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Духовно-нравственные качества социального работника

Страница 1

Деятельность социального работника – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, общению. Специалист по социальной работе должен обладать навыками влияния не только на клиента, но и на его ближайшее окружение, на ситуацию в социуме. Успешность решения социальным работником профессиональных задач предполагает органичное сочетание профессиональных знаний, умений и навыков и личностных качеств. Именно личностные качества, ценностные ориентации определяют стиль поведения специалиста, оказывают решающие влияние на систему отношений, которую он формирует. {LINKS}

Большинство исследователей, среди обязательных личностных качеств социального работника выделяют психологическую грамотность, деликатность, такт, справедливость, достоинство, терпимость, эмпатийность, готовность понять других и прийти на помощь, эмоциональную устойчивость. Человек, избравший эту профессию должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной, общей культурой, иметь четкие идеологические и нравственные принципы.

Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных качеств, широкой образованности, всесторонней подготовленности, эрудиции специалиста. Он должен быть интересным, нужным для окружающих, чтобы люди тянулись к общению, контактам с ним, желали бы этих контактов.

И.А. Зимняя выделяет следующие требования к личностным особенностям социального работника: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, эмпатийность, готовность понять другого и оказать ему психологическую помощь и поддержку, эмоционально-позитивная направленность, эмоциональная устойчивость, установка на психическое здоровье, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

В основе личностной характеристики социального работника лежит такой критерий как способность специалиста функционировать в социальной среде, в сфере межличностных отношений, в парадигме «человек-человек».

Социальный работник, погруженный в гущу социальной жизни, несет в себе бремя огромной ответственности, как за конкретного человека, так и за состояние сообщества, в котором он работает, за общество в целом. При этом социальные условия общества влияют не только на характер проблем, которые призван решать в своей профессиональной деятельности социальный работник, но и на его личностные особенности. Он сам не может не испытывать гнета бытовых, социальных проблем, на себе не ощущать потерю идеалов и общественных ориентиров и, как следствие, в своей работе он может не только не быть эффективным, но, напротив, может усугублять проблемы своих клиентов собственной беспомощностью, неумение наладить межличностных контакт. Поэтому осуществление в процессе социальной работы социальной защиты и поддержки человека, естественно наталкивается на ряд психологических трудностей, которые могут быть устранены либо путем специального подбора социальных работников с профессионально желаемыми личностными качествами, либо путем развития этих качеств в процессе подготовки и самообразования специалиста.

Личностные характеристики социального работника большинством исследователей рассматриваются: а) как компонент, позволяющий специалисту эффективно работать в данной области; б) как готовность к такого рода деятельности.

Важными характеристиками личности специалиста по социальной работе, обуславливающими его профессиональную деятельность выступают (Шевеленкова Т.Д.):

Гуманистический потенциал –т.е. ценностные ориентации личности, определяющие личностный смысл профессии и профессиональной деятельности, а также отношение социального работника к клиенту, ради которого он включается в деятельность. Для специалиста социальной сферы должна быть характерна ориентация на человека как высшую ценность, как меру всех вещей. В практической деятельности данная ориентация может реализовываться в развертывании различных личностных смыслов: идея служения другому человеку, самореализация человека как личности в процессе взаимодействия с другими людьми, идея справедливости и т.д.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производств ...

Определение задачи. Классификация и функции задач в обучении
Учебные математические задачи являются очень эффективным и часто незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики. Велика роль задач в развитии математического мышления и в математическом воспитании учащихся, в формировании у них умений и навыков в практическом ...

Этапы подготовки и проведения эксперимента
I. Диагностический этап. Анализ затруднений учителя, изучение литературы, опыта преодоления аналогичных затруднений другими, анализ учебно-воспитательного процесса, выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения. Выявление проблемы и обоснование ее актуальност ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru