Духовно-нравственные качества социального работника

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Духовно-нравственные качества социального работника

Страница 1

Деятельность социального работника – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, общению. Специалист по социальной работе должен обладать навыками влияния не только на клиента, но и на его ближайшее окружение, на ситуацию в социуме. Успешность решения социальным работником профессиональных задач предполагает органичное сочетание профессиональных знаний, умений и навыков и личностных качеств. Именно личностные качества, ценностные ориентации определяют стиль поведения специалиста, оказывают решающие влияние на систему отношений, которую он формирует. {LINKS}

Большинство исследователей, среди обязательных личностных качеств социального работника выделяют психологическую грамотность, деликатность, такт, справедливость, достоинство, терпимость, эмпатийность, готовность понять других и прийти на помощь, эмоциональную устойчивость. Человек, избравший эту профессию должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной, общей культурой, иметь четкие идеологические и нравственные принципы.

Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных качеств, широкой образованности, всесторонней подготовленности, эрудиции специалиста. Он должен быть интересным, нужным для окружающих, чтобы люди тянулись к общению, контактам с ним, желали бы этих контактов.

И.А. Зимняя выделяет следующие требования к личностным особенностям социального работника: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, эмпатийность, готовность понять другого и оказать ему психологическую помощь и поддержку, эмоционально-позитивная направленность, эмоциональная устойчивость, установка на психическое здоровье, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

В основе личностной характеристики социального работника лежит такой критерий как способность специалиста функционировать в социальной среде, в сфере межличностных отношений, в парадигме «человек-человек».

Социальный работник, погруженный в гущу социальной жизни, несет в себе бремя огромной ответственности, как за конкретного человека, так и за состояние сообщества, в котором он работает, за общество в целом. При этом социальные условия общества влияют не только на характер проблем, которые призван решать в своей профессиональной деятельности социальный работник, но и на его личностные особенности. Он сам не может не испытывать гнета бытовых, социальных проблем, на себе не ощущать потерю идеалов и общественных ориентиров и, как следствие, в своей работе он может не только не быть эффективным, но, напротив, может усугублять проблемы своих клиентов собственной беспомощностью, неумение наладить межличностных контакт. Поэтому осуществление в процессе социальной работы социальной защиты и поддержки человека, естественно наталкивается на ряд психологических трудностей, которые могут быть устранены либо путем специального подбора социальных работников с профессионально желаемыми личностными качествами, либо путем развития этих качеств в процессе подготовки и самообразования специалиста.

Личностные характеристики социального работника большинством исследователей рассматриваются: а) как компонент, позволяющий специалисту эффективно работать в данной области; б) как готовность к такого рода деятельности.

Важными характеристиками личности специалиста по социальной работе, обуславливающими его профессиональную деятельность выступают (Шевеленкова Т.Д.):

Гуманистический потенциал –т.е. ценностные ориентации личности, определяющие личностный смысл профессии и профессиональной деятельности, а также отношение социального работника к клиенту, ради которого он включается в деятельность. Для специалиста социальной сферы должна быть характерна ориентация на человека как высшую ценность, как меру всех вещей. В практической деятельности данная ориентация может реализовываться в развертывании различных личностных смыслов: идея служения другому человеку, самореализация человека как личности в процессе взаимодействия с другими людьми, идея справедливости и т.д.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Факторы социальной среды влияющих профессиональное самоопределение
Человек может пользоваться определенной известностью и уважением окружающих, но при этом не испытывать истинного удовлетворения от сознания, что его предназначение в чем-то совсем ином, а не в том деле, которое он исполнял до сих пор - пусть даже чрезвычайно престижном, но не своем. Человек всегда ...

Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из це ...

Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
Толерантность является ключевым духовно–нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru