Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте

Педагогическая информация » Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста » Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте

Страница 1

Как подчеркивает Флерина Е.А., сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития детского творчества. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества. {LINKS}

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее, чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он, прежде всего, воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым существенным деталям, запомнившимся ему. Точно также ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные отношения между предметами. Эта задача усложнена тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.

Очень трудным для дошкольников является изображение движущихся предметов (частей тела: рук, ног и т.д.). Некоторые стороны действительности очень трудно или невозможно передать средствами рисунка. В этих случаях ребенок нередко прибегает к помощи звукоподражания, жестам и т.п. Каждый может наблюдать картину, когда ребенок, рисуя паровоз, начинает гудеть, шипеть, пыхтеть. Этот факт можно объяснить стремлением ребенка полнее передать сходство своего изображения с изображаемым предметом. Подобным же образом могут быть объяснены и другие "неправильности" детского изображения. Нередко ребенок выражает в рисунке такие черты изображаемого, которые обычно зрительно не воспринимаются.

Одна из серьезных трудностей, с которой встречается ребенок, заключается в передаче пропорциональности отдельных частей предмета и отношений предметов в сложном много предметном рисунке.

Большие трудности представляет для ребенка и передача перспективных ощущений. Эти трудности зависят от того, что дошкольники долгое время еще не понимают смысла перспективных сокращений. Пространственное размещение предметов на плоскости листа бумаги - то, чему ребенок должен обучаться.

В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится связать изображение в одну цельную картину, появляется уже примитивная композиция рисунка. Рисунок упорядочивается. При этом изображение предметов располагается чаще всего в одну линию. Такая композиция детского рисунка выражает уровень его познания пространственных отношений в окружающем мире и уровень усвоенной им изобразительной техники. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны лишь пониманию старшего дошкольника, имеющего опыт.

Дети старшего дошкольного возраста могут создавать композиции по заранее продуманному плану, иногда могут строго выдержать принцип единства времени и действия. Соответственно, при руководстве воспитателю необходимо применять комплекс методов и приемов обучения для более полного воздействия на все стороны личности ребенка, что поможет эффективному и успешному развитию детского творчества. Одним из ведущих словесных методов обучения изобразительной деятельности является беседа, в ходе которой можно подвергнуть обсуждению изображаемые предметы, высказать свое отношение к ним, восполнить опыт ребенка новыми теоретическими знаниями, которые он впоследствии может проверить на практике. Беседа позволяет выявить недостатки знаний у детей, с целью последующего дополнения и систематизации их. Тем более, что ребенку в некоторых случаях бывает легче выразить свою мысль сначала в слове, а затем уже на листе бумаги с помощью красок.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Функции специалистов в дошкольном учреждении и организация их совместной деятельности
Важным условием коррекции общего недоразвития у детей является не только скоординированная работа логопеда и воспитателя, но также и содружественная работа всех специалистов дошкольного учреждения. Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечен ...

Виды тестового контроля знаний
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил: Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоп ...

Характеристика речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи
В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е. 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-во ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru