Социальная работа - принципиально новый вид социальной деятельности

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Социальная работа - принципиально новый вид социальной деятельности

Страница 2

Объекты и субъекты социальной работы

Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом. {LINKS}

Философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект»:

--объект – нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект тождествен объективной реальности, является ее частью.

--субъект –носитель предметно –практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

Субъект –объектные отношения подвижны. То, что в одном отношении выступало в роли объекта, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. В сфере коммуникативной деятельности целый ряд отношений может рассматриваться как субъект-субъектные, в которых обе стороны являются активными продуцентами деятельности и влияют друг на друга.

Объекты социальной работы возникают, формируются объективно под влиянием социально-экономических, социально-политических условий жизни в том или ином обществе. Субъекты, также возникают под влиянием тех же условий, но формируются государственным политическими и другими институтами.

Объектно-субъектные отношения характеризуют социальную работу как вид практической деятельности.

Объектов в социальной работе достаточно много. Чтобы их каким-то образом упорядочить целесообразно их классифицировать (по каким –либо признакам). Рассмотрим некоторые из классификаций:

1. По возрасту –объектами социальной работы могут быть дети, молодежь, пожилые и старые люди.

2. По состоянию здоровья, которое не позволяет человеку самостоятельно решать жизненно важные проблемы – инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, взрослые и дети, испытывающие затруднения психологические, безнадежно больные люди, семьи с детьми инвалидами, лица, имеющие психологические затруднения, склонные к суициду.

3. По характеру девиантного поведения –дети и подростки девиантного поведения, дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, семьи в которых есть лица злоупотребляющие алкоголем, наркотиками и т.д., лица отбывающие наказания в местах лишения свободы, лица вернувшиеся из мест лишения свободы.

4.Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей – семьи, имеющие детей-сирот на попечении, семьи неблагополучные, многодетные семьи, молодые семьи, семьи с низким уровнем доходов , семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия, молодые семьи, семьи находящиеся в состоянии развода.

5.Особое положение - дети-сироты, безнадзорные дети и подростки, самостоятельно проживающие выпускники интернатных учреждений, бомжи, вынужденные переселенцы, безработные и т.д.

Е.И. Холостава предлагает выделять следующие группы объектов социальной работы:

По принадлежности к определенной социально-демографической группе: дети, молодежь, люди в пожилом и старческом возрасте; женщины, которые в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в уязвленном положении; мужчины, которые встречаются с особыми трудностями, так называемыми андрологическими проблемами, обусловленными их принадлежностью к мужскому полу.

Люди с особыми проблемами: инвалиды или лица с ограниченными возможностями, безработные, родители, чьи дети испытывают трудности в социализации, участники военных действий, страдающие от последствий посттравматического шока, лица злоупотребляющие алкоголем и т.д.

Можно сделать вывод , что социальная работа сегодня должна вестись на уровне индивида, семьи, группы ( групповой уровень), общности людей (общинный уровень), объединенных по территориальному признаку, по характеру схожих проблем или в пределах всего общества.

Если обратиться к истории развития социальной работы как практической деятельности, то нужно отметить, что имели место сложности в решении вопроса о том, как называть того, кому оказывается помощь. Проникновение в социальную работу психотерапевтических методов и методик привело к тому, что ее объектов стали называть «пациентами», другие предлагали название «потерпевший». Однако, эти термины отражали лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. В тоже время, по мере развития социальной работы, укреплялась мысль об активной деятельностной позиции человека в решении собственных жизненных проблем, при безусловной помощи со стороны специалиста по социальной работе. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым. Оказывая социальную помощь, поддержку клиенту специалист по социальной работе имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией, под которой понимают конкретное состояние проблемы клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы. Тогда социальная ситуация клиента и является предметом деятельности социального работника, а цель его деятельности заключается в улучшении социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Сущность социализации учащихся
Выпишите из словарей обыденное и научное определения следующих понятий: я - концепция, активные методы обучения, педагогическая мотивация, рефлексия педагогическая, пространство образовательное, воспитание Обыденное определение Научное определение Я-концепция - представление человека о себе Я-конце ...

Анализ педагогического опыта по применению проектной методики в процессе преподавания иностранного языка
Л.А. Глацкова, преподаватель английского языка школы № 44 г. Иркутска, долгое время работала по проектной методике и разработала международный телекоммуникационный образовательный археологический проект “Global Village – Fort Ross” в рамках внеклассной работы по воспитанию чувства гражданственности ...

Игра как метод обучения лексической стороне речи
Лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru