Диагностика и обучение одаренных детей

Страница 1

Итак, по каким же признакам отличить обычного ребенка от гения? Выделяют три особенности одаренного ребенка:

Опережающее познавательное развитие.

Психо-социальная чувствительность. Одаренные дети, впрочем как и взрослые, обладают повышенным чувством справедливости, чувствительностью, зависимостью от радостей или переживаний окружающей действительности. Их психическое состояние и здоровье очень зыбко. Кто-то сказал, что грань между гением и сумашедшим настолько тонка, что отличить одно от другого практически невозможно. Специалисты подсчитали, что более трети гениев имели острые душевные заболевания, 83% были психопатами, 10% - психопаты легкой степени, и лишь 7% оказались нормальными людьми. Для людей с психическими расстройствами характерно особое, более острое восприятие мира . Их нельзя назвать больными, ведь грани между нормой и патологией реально до сих пор не существует. Они оригинальны, и, как правило, самые нестандартные решения исходят именно от них. « Сверхценные идеи формируются в рамках психопатий, при шизофрении и аффективных психозах.» (Большая Медицинская Энциклопедия). Но это отнюдь не значит, что все, страдающие психическими расстройствами, уже гении. {LINKS}

Физические особенности. Существует несколько мнений на физические особенности одаренных людей .

Одаренные дети по физическому развитию ничем не отличаются от своих сверстников.

Одаренные дети сильнее, энергичнее, крепче, выносливее своих сверстников.

Одаренные дети имеют патологии в развитии, что объясняется энергетическим метаболизмом: анализаторы, специфичный, для данного вида одаренности, рецептивный слой коры головного мозга должны получать очень большую энергию, именно поэтому происходит перераспределение энергетических ресурсов: на развитые участки много, на остальные гораздо меньше, может чему-то не достаться вовсе.

А. да Хааном и Г.Каффом была разработана методика диагностики степени выраженности у ребенка различных видов одаренности (67. 223). Утверждения, по которым оценивается ребенок, можно рассматривать и как программу его дальнейшего развития. Остановимся подробнее лишь на художественных способностях. «Ваш ребенок имеет высокий уровень художественно-изобразительных способностей или одарен, если он:

Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения.

В своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося.

Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.

Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.

Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.

Не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

В настоящее время используются две основные формы диагностики одаренности. Первая группа методик – это разовые исследования. Вторая группа методик основана на долговременных наблюдениях за детьми.

Экспресс - диагностика.

Ребенок считается одаренным, если он набрал 135 баллов по шкале Станфорд – Бине.

«Резервуарная модель Дж. Гауэка». Оценивается интеллект, креативность, уровень развития. На основе результатов группового тестирования, рекомендаций педагогов очерчивается круг кандидатов. Потом ребенок должен показать высокие оценки в любых трех из четырех видах оценки или набрать определенную сумму баллов по шкале Станфорд – Бине.

Долговременные модели.

Принцип турникета (Дж. Рензулли, С. Рейс). Суть – процесс идентификации одаренного ребенка не разовый, а долговременный, это процесс длительного наблюдения за ребенком. Детей включают в работу по специализированным программам. Авторы используют традиционные методы оценки, методы, основанные на использовании трех параметров деятельности детей: способностей, интересов, стимулов обучения. Собирается информация о достоинствах, т.е. досье «портфель данных о малыше». Эта информация используется при принятии решений о возможностях развития способностей на занятиях, в группах обогащения, при работе по специальным программам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении
«Волшебный край!» - так когда-то называл театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников В.Г. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающего критика разделяют и взрослые ...

Методика эксперимента
До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебно-воспитательный пр ...

Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу
Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.И. Бажович, Д.Н. Богоявленский и др. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слово, учитывают только его л ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru