Диагностика и обучение одаренных детей

Страница 4

«Вертикальное обогащение»

Этот вид обогащения касается не столько модернизации учебного плана, сколько изменений в содержании всех основных предметных учебных занятий, входящих в систему «основного» и «вариативного» (дополнительного) образования. Можно выделить три направления – стратегии качественной перестройки образовательной деятельности. {LINKS}

Стратегия индивидуализации. В последнее время все активнее утверждается понимание необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида. Т.е. того, о чем говорилось в предыдущей главе. Главным является не формирование личности с заранее определенными, заданными свойствами, по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса.

Стратегия – исследовательское обучение. Главное – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей – важнейший фактор развития творческих способностей.

Стратегия проблематизации. Данное направление предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Изложение учебного материала построено таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы ее решения и решить. Решающим фактором развития личностного потенциала являются не сами знания, их объем, разносторонность, а методы их усвоения.

«Вертикальное обогащение» содержания образовательной деятельности предполагает пересмотр традиционных учебных программ, замену их авторскими. Выделены принципы их разработки.

Сфера когнитивного развития

Усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала.

Паритет заданий дивергентного и конвергентного типов.

Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью.

Осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме.

Сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования.

Максимальное расширение круга интересов.

Сфера творческого развития

Доминирование собственной исследовательской практике над репродуктивным усвоением знаний.

Ориентация на интеллектуальную инициативу.

Неприятие конформизма.

Сфера аффективного развития

Максимально глубокая проработка изучаемой темы.

Высокая самостоятельность учебной деятельности.

Формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей.

Ориентация на соревновательность.

Актуализация лидерских возможностей.

Организационно-педагогическая сфера

Информационное обогащение среды.

Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды.

Гибкость в использовании времени, средств, материалов.

Помимо способов и уровней, Дьяченко В.К. выделил также формы организации учебной деятельности одаренных детей. Данное понятие включает в себя следующие признаки:

Характер связи между педагогом и учащимися на занятии.

Группировка учащихся.

Характер их деятельности.

Место занятия.

Режим его проведения.

Традиционно выделяют три формы организации обучения:

Групповая форма (Р. Кузине, С.Френе, П.Эстрейх и др). Доминирующая в отечественной педагогике. Как точно отмечает Я.А.Коменский «Наш метод приспособлен к средним способностям, чтобы сдерживать наиболее даровитых и подгонять вялых». Эту систему трудно заподозрить в развитии одаренности, в повышенной заботе о талантах и способностях детей, увеличении многообразия и самобытности человеческих характеров; она направлена на унификацию личности, осуществляемой разными путями: нивелированием индивидуальных различий и способностей, культивированием подражательной деятельности, отсутствием условий для развития творческого мышления. Как видно, данная форма обучения в ее традиционном виде явно не подходит для обучения одаренных детей.

Коллективная форма. (Я.А. Коменский, И.Штурм и др.) Наиболее перспективная модель, представляет большой интерес с точки зрения обучения одаренных детей, развития индивидуальности, интеллектуально-творческих способностей каждого ребенка в учебной деятельности. Главное здесь не то, что много людей обучаются вместе, а то, что «все обучают каждого, и каждый обучает всех». Это дает возможность каждому ребенку продвигаться со своей собственной скоростью – быстрее или медленнее, чем все остальные.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Школы в первые века христианства
Поначалу христиане учили своих детей в общественных учебных заведениях. Однако поскольку существовала потребность в грамотных людях, прежде всего для отправления богослужения, то церковь организует школы, которые имели исключительно теологический характер. Уже в I в. христианская церковь приступила ...

Методика эксперимента
До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебно-воспитательный пр ...

Понятие, причины, формы и степени умственной отсталости
В 1915 г. немецкий психиатр Э. Крепелин назвал врожденное слабоумие олигофренией (от греч. «oligos» – «мало», «phren» – «ум»). До сих пор наука, изучающая проблемы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, называется олигофренопедагогикой (раздел специальной педагогики). Олигофрения вкл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru