Диагностика и обучение одаренных детей

Страница 2

“RAPYHT” ( М. Карне, А. Шведел). Первичная оценка общей и специальной одаренности проводится с помощью специальных опросных листов для педагогов и родителей. Если оценка выше среднего по одному из листов, то ребенок зачисляется в кандидаты. Проверка на специальных занятиях в небольших группах в соответствии с видом одаренности. Если они обнаруживают адекватный уровень, то включаются в дополнительные программы. Дети с серьезными сенсорными и физическими недостатками тестируются дополнительно.

“ Иллинойская модель”. Набирается группа из 22-х детей в возрасте 3-5 лет, опережающих сверстников по уровню развития. Процесс выявления разбит на три этапа:

Поиск. За месяц до обследования оповещаются родители, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать специальные группы.

Оценка. Пока педагоги и родители заполняют специальные опросники, психологи тестируют ребенка.

Отбор. Подбирают детей, подходящих для обучения по данной программе. Дети, не включенные в группы, зачисляются в резервный состав, они имеют право быть зачисленными в следующий раз.

Вообще же в психологии используются два основных подхода к проблеме диагностики:

Методы единой оценки. Например, шкала Станфорд –Бине.

Методы комплексной оценки, которые включают в себя опросники для взрослых, окружающих ребенка, тесты и задания для самого ребенка, это могут быть: оценка конкретных продуктов деятельности, результаты участия его в различных конкурсах и др. то есть методов очень много. И к ним нужно относиться очень осторожно, т.к. даже комплексная методика не исключает возможность ошибки, а цена ошибки может быть велика. Многие психологи и педагоги справедливо отмечают, что ярлыки типа “талант” и “ординарный” весьма негативно могут сказаться на личностном развитии ребенка. Необходимо знать, что талант имеет свойство долгое время никак не проявлять себя. Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Как известно, существуют две точки зрения на одаренность, отсюда и диагностика: сторонники биологизаторского подхода считают, что одаренность – весьма редкое явление, и выявление такого ребенка подобно поиску крупиц

золота; сторонники же социологизаторского подхода считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок, и нужно только вовремя заметить его способности и развить их.

Проблеме диагностики одаренности уделяется повышенное внимание, но на деле оказывается, что выявление –это лишь первый шаг и важнейшая проблема заключается в другом, а именно в развитии способностей. И далее пойдет речь о том, в чем же заключается проблема обучения и воспитания маленьких гениев.

Обучение одаренных детей.

Повышенный интерес к явлению одаренности, одаренным детям стал приметой нашего времени. Много написано о природе этого феномена, разработано много диагностических методик, позволяющих выявить уровень развития тех или иных способностей практически на всех возрастных этапах, проведены многочисленные исследования, и, как следствие, появились программы развития одаренных детей.

По мнению Е. Беловой все дети обладают интеллектуальным и творческим потенциалом, но в разной степени (1. 6). Ею были проведены исследования группы одаренных дошкольников 6 – 7 лет, результаты которых следующие:

61,5 % - интеллектуальный потенциал в пределах среднего или немного выше среднего уровня.

14,6 % - высокий интеллектуальный потенциал.

9,2 % - интеллектуально одаренные дети.

24,6 % - высокий творческий потенциал.

13 % - дети творчески одаренные.

Как видно, детей, обладающих высоким уровнем развития способностей, не мало, следовательно, помимо диагностики, встает еще одна глобальная проблема – обучение одаренных детей. При всем возможном и реальном многообразии способов организации обучения одаренных детей, все они могут быть объединены в три основные группы:

«раздельное обучение» – специальные образовательные учреждения для одаренных детей.

«совместно-раздельное обучение» – специальные группы для одаренных в традиционном учебном заведении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами ...

Психолого–педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10 – 11 лет (I – IV классы школы). В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения ...

Организация проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка
Использование метода проектов на уроках иностранного языка требует грамотного подхода и тщательной подготовки, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога. Для того чтобы организовать проектную деятельность учащихся среднего школьного возраста, необходимо, во-первых, уточнить основные черты ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru