Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста

Педагогическая информация » Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся » Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста

Страница 2

Как отмечает А.К.Маркова, основными речевыми новообразованиями подросткового возраста являются новые функции речи: функции перспективной саморегуляции, регуляции и дифференцированного воздействия на партнера общения. Собственное высказывание подростка становится управляемым и контролируемым (это характеризует письменное высказывание в большей степени, чем устное.). В этот возрастной период вырабатывается «индивидуальный стиль речи», усложняется ее структура, появляются специальные термины, абстрактные и метафорические выражения.

Значительные количественные и качественные сдвиги отмечены в развитии устных и письменных форм общения, усложнении высказывания, росте его объема, увеличении количества фраз оценочного характера, совершенствовании синтаксического и интонационного оформления текста и т. д.

У учащихся остаются трудности в овладении связным логическим высказыванием. Эти трудности, по мнению С.Л.Рубинштейна, сохраняются в тече­ние всего дальнейшего периода обучения в средней школе. Здесь существенно подчеркнуть, что у подростков отмечается стремле­ние не только к полноценному предметному общению, но они хотят общаться «ради самого общения», часто не осознавая его цели (что объясняется особенностями ведущей деятельности этого пе­риода). В силу специфики такого общения в тексте появляется больше экспрессивных языковых средств.

Стремительное развитие речемыслительной деятельности под­ростка приводит:

а) к расширению номенклатуры коммуника­тивных задач, успешно решаемых им, и релевантных возрастным особенностям его речемыслительной деятельности;

б) совершен­ствованию способа решения этих задач. Все это свидетель­ствует об усиленном развитии коммуникативной деятельности под­ростка как ее субъекта. Простое описание, перечисление фактов как бы отходит на второй план в этом возрасте, уступая место раскрытию внутренних (имплицитных, т. е. внешне не выражен­ных каузальных связей.).Пподростки, так же как и взрослые, не ограничиваются оцениванием внешних подробностей изображен­ного на картинке, а стараются интерпретировать ее. Тексты опи­саний, производимых подростками гораздо полнее и точнее пере­дают воспринимаемую ими окружающую действительность, чем тексты младших школьников. Подростки, как правило, называют в тексте больше действий и объектов, чем младшие школьники, хотя, опять-таки не охватывая все существенное. Усложняется и более разветвленной становится предикативная структура высказывания подростков в основном за счет роста числа преди­каций более высоких порядков. Растет объем высказывания, совершенствуются показатели комплексированности мысли, связ­ности текста и увеличивается общая культура речи. Тексты подростков, состоящие все еще преимущественно из простых пред­ложений, уже отличаются более высокими показателями связно­сти, логичности. В среднем школьном возрасте увеличивается и объем высказывания как в словах, так и предложениях за счет увеличения длины отдельных предложений, усложнения грам­матических конструкций и т. д.

Работы, направленные на изучение механизмов речевой дея­тельности (П. В. Скуридина, Л. Р. Мошинская, С. Л. Гурьева), полностью подтверждают и дополняют из­вестные в психологии речи характеристики речемыслительной деятельности подростков, выявляющие общую тенденцию нара­стания в среднем школьном возрасте показателей логичности, осознанности, доказательности мышления, совершенствования мыслительных процессов и операций. В то же время всеми иссле­дователями отмечается «недосформированность» умений и навы­ков, связанных с функционированием речемыслительной дея­тельности, ее механизмов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Компенсация слепоты
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Важным моментом компенсации является вера в ребенка, в потенциальные возможности его развития. Возможность компенсации дефекта, ...

Особенности учебной деятельности младших школьников
Как отмечал В. В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Млад ...

Классификация орфографических трудностей русского языка
Существует достаточно много точек зрения на этот вопрос. Рассмотрим сначала классификацию орфографических трудностей русского языка, предложенную В.Ф.Розенталем. Он считает, что в орфографические трудности входят слова, «написание которых хотя и регулируется «Правилами русской орфографии и пунктуац ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru