Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста

Педагогическая информация » Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся » Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста

Страница 2

Как отмечает А.К.Маркова, основными речевыми новообразованиями подросткового возраста являются новые функции речи: функции перспективной саморегуляции, регуляции и дифференцированного воздействия на партнера общения. Собственное высказывание подростка становится управляемым и контролируемым (это характеризует письменное высказывание в большей степени, чем устное.). В этот возрастной период вырабатывается «индивидуальный стиль речи», усложняется ее структура, появляются специальные термины, абстрактные и метафорические выражения. {LINKS}

Значительные количественные и качественные сдвиги отмечены в развитии устных и письменных форм общения, усложнении высказывания, росте его объема, увеличении количества фраз оценочного характера, совершенствовании синтаксического и интонационного оформления текста и т. д.

У учащихся остаются трудности в овладении связным логическим высказыванием. Эти трудности, по мнению С.Л.Рубинштейна, сохраняются в тече­ние всего дальнейшего периода обучения в средней школе. Здесь существенно подчеркнуть, что у подростков отмечается стремле­ние не только к полноценному предметному общению, но они хотят общаться «ради самого общения», часто не осознавая его цели (что объясняется особенностями ведущей деятельности этого пе­риода). В силу специфики такого общения в тексте появляется больше экспрессивных языковых средств.

Стремительное развитие речемыслительной деятельности под­ростка приводит:

а) к расширению номенклатуры коммуника­тивных задач, успешно решаемых им, и релевантных возрастным особенностям его речемыслительной деятельности;

б) совершен­ствованию способа решения этих задач. Все это свидетель­ствует об усиленном развитии коммуникативной деятельности под­ростка как ее субъекта. Простое описание, перечисление фактов как бы отходит на второй план в этом возрасте, уступая место раскрытию внутренних (имплицитных, т. е. внешне не выражен­ных каузальных связей.).Пподростки, так же как и взрослые, не ограничиваются оцениванием внешних подробностей изображен­ного на картинке, а стараются интерпретировать ее. Тексты опи­саний, производимых подростками гораздо полнее и точнее пере­дают воспринимаемую ими окружающую действительность, чем тексты младших школьников. Подростки, как правило, называют в тексте больше действий и объектов, чем младшие школьники, хотя, опять-таки не охватывая все существенное. Усложняется и более разветвленной становится предикативная структура высказывания подростков в основном за счет роста числа преди­каций более высоких порядков. Растет объем высказывания, совершенствуются показатели комплексированности мысли, связ­ности текста и увеличивается общая культура речи. Тексты подростков, состоящие все еще преимущественно из простых пред­ложений, уже отличаются более высокими показателями связно­сти, логичности. В среднем школьном возрасте увеличивается и объем высказывания как в словах, так и предложениях за счет увеличения длины отдельных предложений, усложнения грам­матических конструкций и т. д.

Работы, направленные на изучение механизмов речевой дея­тельности (П. В. Скуридина, Л. Р. Мошинская, С. Л. Гурьева), полностью подтверждают и дополняют из­вестные в психологии речи характеристики речемыслительной деятельности подростков, выявляющие общую тенденцию нара­стания в среднем школьном возрасте показателей логичности, осознанности, доказательности мышления, совершенствования мыслительных процессов и операций. В то же время всеми иссле­дователями отмечается «недосформированность» умений и навы­ков, связанных с функционированием речемыслительной дея­тельности, ее механизмов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и част ...

Особенности воспитания социальной активности у сирот
Социальная активность является результатом социализации и социального самоопределения учащихся-сирот. Социализация в самом общем смысле может быть определена как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и в ...

Подвижные игры различной направленности
выносливость скоростно-силовые быстрота коорди-национные комплексные Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели Прыжок за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в цель Конек-горбунок Догони! Помоги, друг! ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru