Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста

Педагогическая информация » Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся » Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста

Страница 4

а) предметный план текста за счет увеличения полноты и ка­чества отражения действительности;

б) план смыслового содержания текста за счет усложнения его предикативной организации;

в) план речевого и языкового оформления текста за счет роста показателей комплексированности мысли, внутритекстовой связ­ности, увеличения объема высказывания и других. В объяснении, так же как и в описании, сохраняются преимущественно простые предложения. Это в определенной степени способствует повыше­нию внутритекстовой связности высказывания. Причем показа­тельно, что подростки все больше отходят от использования чисто формальных средств связности (соединительные союзы, повторы, слова-субституты, типа местоимений, и др.). Они все чаще прибегают к семантической смысловой связности. Это свидетельствует о значительном увеличении таких показателей, характеризующих способ решения коммуникативной задачи объяснения подростками, как количество имплицитных суждений, выраженных в предикациях. Именно в подростковом возрасте число подобных предикаций в объяснении резко возрастает по сравнению с описанием, что говорит о значительном увеличении степени дифференциации этих задач. Вместе с тем, подростки нередко сводят объяснение к описанию, что было свойственно и младшему школьному возрасту. В этом возрасте формируется умение решать задачу доказательства. Но, по мнению П.П.Блонского, в соб­ственно подростковом возрасте школьник скорее усваивает дока­зательства, чем сам самостоятельно пользуется ими и еще менее он создает их: в этом возрасте доказывание — скорее дело памяти. В то же время нельзя не отметить, что подростки ста­новятся более восприимчивы, чем младшие школьники, к слож­ным в структурном и содержательном отношении задачам доказательству и убеждению – всё еще при слабой их дифферен­циации. В силу этого учащиеся средних классов не достигают оптимального способа решения обеих этих задач. Существенно здесь, что характер решения коммуникативных задач описания, объяснения, доказательства, определяемый формулировкой зада­ния, в частности его императивной и неимперативной частей, так­же существенно меняется от младшего школьного к среднему школьному возрасту. Как и в младшем школьном возрасте, формулиров­ка императивной части задания оказывает у подростков прямое воздействие на постановку и решение ими мыслительной задачи по формированию и формулированию замысла ответного высказы­вания. Однако подростки выявили большую ориентированность на императивную часть задания. Это выражается, например, в росте каузальных (причинных) связей в тексте высказывания. Формулировка неимперативной части задания также связана с увеличением показателя каузальности в тексте подростков. Оно наиболее ощутимо при выполнении учащимися задания, начинаю­щегося со слов «Объясни .». Задания, неимперативная часть кото­рых включает слова «Опиши .» или «Расскажи .», вызывает у подростков рост числа предикаций об объекте высказывания. {LINKS}

Проведенный исследовательской группой (Т.С.Путиловская, Т.А.Стежко, И.В.Скуридина, В.А.Малахова, С.А.Гурьева) анализ показывает, что в подростковом возрасте происходит качественное изменение коммуникативной деятель­ности в целом, хотя вполне очевидно, что становление всех вхо­дящих в него процессов не заканчивается, а продолжается дальше в старшем школьном и студенческом возрастах. Общая тенденция становления речемыслительной и коммуникативной деятель­ности школьника по линии осознаваемости, опосредованности, произвольности, регулируемости, логичности и т. д. не исключает того, что многие возрастные возможности подростков не реали­зуются ими в полной мере в силу того, что целенаправленное формирование этих видов деятельности не включено в контекст учебной деятельности учащихся. Только спе­циально организованное, целенаправленное обучение подростков речемыслительной и коммуникативной деятельности, опирающееся на резервы возрастного развития, может оптимизировать процесс их коммуникативного становления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Организация исследования профессионального самоопределения старшеклассников
Проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Теоретический анализ литературы показывает, что на профессиональное самоопределение старшеклассника влияют социальные среды выбора профессии. Процесс выбора ...

Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот
Рассматривая особенности развития ребенка, лишенного родительского попечительства необходимо учитывать, что дети, попавшие в детские дома, школы-интернаты, приюты, как правило, имеют очень непростые показатели в своем биографическом прошлом. В отношении многих из них можно говорить, что они являютс ...

Изучение уровня развития познавательного интереса у младших школьников к истории
Для изучения уровня развития познавательного интереса у младших школьников к истории были разработаны критерии и показатели низкого, среднего и высоко уровней (Таблица 2.1.). Таблица 2.1. Показатели и критерии уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к истории. Уровень По ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru